Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Протодиакон Андрей Кураев: Чем опасен день Нептуна?

 

В селе Морозовка Воронежской области по просьбе православной общественности из программы празднования Дня Молодежи изъяты представления, включающие языческих персонажей (древнегреческий бог Нептун, водяные и русалки), а также языческие ритуалы («день Ивана Купала»).

Протоиерей Всеволод Чаплин поддержал обратившегося в администрацию села священника Романа Вылуска. «Переодеваясь в языческих богов, нечистых духов или персонажей, которые символизируют темные духовные силы, нужно всегда помнить, что когда ты начинаешь играть в какую-то неведомую духовную силу, ты вступаешь с ней в контакт, и это может отразиться на твоей жизни, сознании, судьбе», — сказал он.

Об опасностях игр в язычество рассуждает миссионер протодиакон Андрей Кураев.

Фото Юлии Маковейчук

Фото Юлии Маковейчук

Новое язычество

В советские пионерские годы мы привыкли к тому, что посреди лагерной смены обязательно проводили день Нептуна. Сегодня понимаешь странность этого повсеместного пионерского «предания»: в подчеркнуто атеистической стране проводился праздник в честь языческого бога, причем о том, что это бог, который почитался у древних греков, обязательно сообщалось.

С советских времен прошло много лет. За это время боги вышли из музеев. У нас заработала «машина времени»: самые архаичные верования, самые странные, вдруг оживают в головах. Даже по московским паркам ходят неоязычники, воздающие почести Даждьбогу, Стрибогу и так далее. Разумеется, когда религия отмирает, она уходит в мир сказок или игр. Но сегодня-то маятник качается в другую сторону.

Я уже сталкиваюсь с эзотерическими толкованиями сказок про Колобка и курочку Рябу от «рерихнутых» педагогов. В условиях, когда наш учительский корпус изрядно заражен всякого рода оккультизмом, уповать на то, что все это останется только игрой, крайне наивно. Это значит не замечать, в какой стране мы живем. Игра однажды перестает быть игрой.

А массовики-затейники по советской старинке считают, что древние религии не более, чем игровой фольклорно-шуточный материал…

Вы же себя считаете представителями креативного класса. Что вы уцепились за эти седобородые советские традиции? А как насчет подумать головой и придумать какую-нибудь замену этому надоевшему Нептуну (который, кстати, не имеет никакого отношения к речкам — это божество океана)? Почему для игры не взять других сказочных или фольклорных персонажей? Почему обязательно русалки? Между прочим, в русском фольклоре русалки — представители мира нечисти, их культ связан с культом мертвых, он родственен культу зомби. Зачем нужна романтизация этого мира детям?

Делать вид, что все это игра, сказка и не заслуживает внимания — неумно. Психологи и Церковь считают, что человек целостен — поэтому его детские забавы важны для взрослого поведения. Ясно, что то, что происходит в детстве, становится матрицей для последующей жизни. Если ребенок принимал участие в таких игровых религиозных обрядах понарошку, ему будет психологически легче поиграть во что-нибудь другое, серьезное, в более старшем возрасте (в том числе, в сектах).

Как итог мы видим совершенно безумное с христианской точки зрения поведение российских туристов: оказываясь за границей, они начинают участвовать во всех местных обрядах — индуистских, ламаистских и вообще каких угодно. Такая религиозная всеядность, безответственность религиозного поведения закладывается в детстве, в том числе и такими игровыми сценками.

Христиане первых веков даже понарошку в такие игры не играли бы — за это отлучали от Церкви, и они предпочитали умереть, но не участвовать в языческих обрядах.

Напомню, что в эпоху гонений не только мученики не верили в реальность нептунов и юпитеров, но зачастую и их судьи — просвещенные и циничные римские чиновники. Христианам так и предлагалось: притворись, это просто гражданская игра в лояльность цезарю, римскому народу и его богам. Богов этих нет, тебе ничего не грозит. Христиане шли на смерть, но не притворялись и не играли.

Государственная религия Нептуна?

Таким образом, недоумение, возникшее у православных прихожан — совершенно естественно. Это признак духовного здравомыслия. Реакция их тоже совершенно нормальна — они обратились к священнику как к посреднику в диалоге с обществом. Священник обращается в администрацию, что тоже абсолютно нормальная реакция. Администрация тоже реагирует нормально — если руководство населенного пункта видит, что организованные им мероприятия вызывают отторжение у каких-то групп населения — зачем настаивать именно на такой форме? У нас разве законы обязывают чтить Нептуна?

Убежден, что если бы в администрацию города обратилась группа мусульман или иудеев с просьбой отменить в ходе празднования Дня города или села мероприятия, затрагивающие их религиозные чувства, сценарий был бы точно так же изменен.

Атеизм без позитива

Но самое поразительное — это реакция либерального сообщества.

По сути, священник требовал (пусть и не в самых корректных выражениях), чтобы детский праздник оставался детским праздником и не имел религиозного подтекста. Он требовал, чтобы светская жизнь оставалась светской жизнью. Что в этом плохого?

Казалось бы, эти люди должны были яростно поддержать этого священника. Вместо этого они начали на него нападать. Что дает мне еще один повод сказать: у атеистов нет позитивных убеждений. Их объединяет только одно: ненависть к Христианской Церкви. Ради этой ненависти они готовы дружить хоть с чертом, поддерживать любые оргии и ссориться с самой элементарной формальной логикой.

Предупрежден — значит огражден

Если атеистам дорога именно эта часть их пионерского прошлого, и они считают, что в этом праздновании нет никакой религии и вообще никакой угрозы — пожалуйста, их право так считать. Но тогда честно предупреждайте детей, родителей и организаторов: в программе нашего лагеря будет поклонение Нептуну. Кто согласен — отдавайте детей. Кто не согласен — ищите альтернативу.

В конце концов, мы, организуя православные детские и молодежные лагеря, предупреждаем честно о религиозной составляющей и никого никуда не загоняем.

Что же происходит во вроде бы светских лагерях? Дети и взрослые приходят на праздник, не ожидая никакого религиозного действа. Тут из воды на пляж или сцену выходит не Чебурашка, а бог Нептун — и всех заставляют ему кланяться: воздевать к нему руки, возносить, пусть и шутейные, но молитвы. А что в это время делать православным детям и их родителям? Ребенок не всегда может идти против большинства, а если он воспитан на церковной культуре, на житиях мучеников — для него это может быть серьезной травмой. И его близким может быть очень горько от того, что их чадо втянули в языческий ритуал.

«Православная Церковь предупреждает!»

Я очень рад, что отец Всеволод Чаплин не счел этот инцидент шуткой и недоразумением и поддержал отца Романа. Я тоже выражаю этому священнику свою солидарность.

Я вообще считаю, что это огромное упущение в церковной проповеди и пастырстве последних десятилетий: новое язычество не замечается. Я уже много лет предлагаю Патриархии публиковать накануне сезона отпусков памятку для туристов: что можно, а чего нельзя делать в чужих храмах с точки зрения религиозной безопасности.

Можно было бы и с турагентствами договориться, чтобы такую памятку вручали при покупке тура на некоторых направлениях — не при поездке в Болгарию или Германию, разумеется, а при путешествии в Индию, Китай, Японию…

Можно было бы сделать постоянную полосу в журналах авиационных кампаний: «Православная Церковь предостерегает».

Ну, не совпадают наши представлениями об игре со светскими затейниками. Что ж, пусть ваша хваленая толерантность примет нас такими, какими нас сделала память о наших мучениках.

Записала Мария Сеньчукова


Назад к списку