ВЕРА ПОДРОСТКА И МИР БЕЗ БОГА...
— Что вы можете посоветовать подростку, терпящему за свою веру насмешки, издевательства в школе? — Если человек естественным образом выбирает для себя тот или иной путь, то он должен быть готов пройти по этому пути до конца. И нет ничего удивительного в том, что он не встречает на этом пути взаимопонимания, ведь у каждого свои интересы.
Это вопрос проверки своего характера, насколько человек силен, способен выдержать унижение. Либо человек идет на поводу у мнения толпы, либо для него собственная позиция является ценностью, и он готов ее отстаивать.
Такая ситуация может случиться не только с подростком в школе, но и со взрослым, уже зрелым человеком в любом коллективе, когда он не принимает тех законов, по которым живет это общество. Тогда он должен быть готов за себя духовно постоять и в этом смысле немного потерпеть.
Вообще, верующие подростки, которые учатся в светских школах – это во многом мученики. Настоящие современные мученики, потому что они сознательно живут по-христиански в среде, которая так агрессивна к вере, как никогда.
Были времена, когда верующие дети страдали от того, что их силой принимали в пионеры, комсомольцы, многие шли против своей совести, потому что были поставлены в такие условия. Учителя давили на родителей, детям запрещалось носить в школе крестик, были даже издевательства. Но, тем не менее, не было такого страшного состояния агрессии, которое сейчас испытывают дети в школах не просто со стороны антирелигиозного давления, а со стороны давления греха, самих искаженных отношений между людьми.
— Они чувствуют себя тем самым «слабым звеном».
— Совершенно верно. Поэтому христианина, оказавшегося в современной школе, можно уподобить мученику и исповеднику. Он, несмотря ни на что живет и поступает по-христиански, не идет на поводу у компаний, не стесняется выражать своего отношения к греховным явлениям, а с другой стороны учится не озлобляться, а молиться за своих товарищей и врагов. Я думаю, из современного исповедничества Христа это наиболее сложный, тяжелый путь. Если раньше взрослые были носителями креста, то теперь он лег на плечи наших детей.
— Вы считаете, что учеба в православной школе может быть выходом?
— Существование православных гимназий, которые дают детям возможность избежать многих проблемных ситуаций на почве веры, чаще говорит не в пользу этих гимназий. Так как дети часто оказываются тепло-хладными и равнодушными к вере, к Церкви. Они не способны ни исповедовать, ни защитить свою веру. Они растут, можно сказать, в тепличных условиях, среди единомышленников. Но потом они заканчивают гимназию и начинают стесняться своей веры, скрывать ее. И постепенно уходят в окружающий мир, совершенно в нем растворяясь.
Это проблема православных гимназий и этих тепличных условий. Поэтому подвиг несения креста у верующих детей в светских школах, даже если им иногда приходится идти на поводу у компании, не быть такими «чистенькими и гладенькими», как дети православных гимназий, я думаю, покрывает очень многие их личные и поведенческие недостатки.
— Смолчать и стерпеть – это сила или слабость?
— Это может быть и тем, и другим в состоянии разных людей. Не отвечать на удар и подставлять другую щеку – за этим может скрываться и трусость, и мужество. Здесь то же самое. Поэтому детей, находящихся в таких условиях, мы, родители, должны приучать прежде всего не бояться. Если ребенок немного трусит, скрывает свою веру, если ему легче не ответить ударом на удар – его лучше научить проявлять мужество, не пасовать, не быть униженным. Ведь когда человека унижают, в нем оскорбляют образ Божий, его христианское достоинство. И если он умеет себя защитить – это очень хорошо.
Потому что бывает так, что ребенок молчит по трусости, ненавидит своих
обидчиков а оправдывает себя тем, что поступает по смирению. Но когда человек достаточно духовно зрел, имеет в себе мужество не ответить на удар, а пытается действовать по Евангелию, способен молиться за тех, кто его обижает, это высокий христианский подвиг. Об этом ребенке можно говорить с восхищением. Это часто недоступно взрослым верующим с большим опытом веры.
— И бывает, что в такое сложное время подростка предают друзья, переходя на сторону обидчиков. Как найти в себе силы простить?
— Тут трудно давать советы, всякий совет в этом случае будет неправомерным и надуманным. От предательства не застрахован никто. Есть такие вещи, которые необходимо просто пережить, испытать, перестрадать. И когда в жизни человека случаются беды, предательства, он должен быть к этому готов. Наша жизнь – не медовый пирог, полный только хороших сюрпризов. Здесь скорее требуется не совет, а утешение, поддержка со стороны оставшихся друзей, родителей, духовника, хотя и это не всегда поможет человеку.
А тем более говорить: «Помолитесь за них» – в такие моменты далеко не всегда человеку дается искренняя молитва. Какие-то вещи лечит только время, они надолго остаются раной в сердце. Но это потом дает человеку возможность тоньше чувствовать людей, иметь снисхождение к их слабостям, серьезнее относится к выбору собственных друзей. И понимать, что дружба – это не когда тебе приятно находиться рядом с человеком, а когда вы останетесь вместе и в самые тяжелые моменты.
И надо очень хорошо проанализировать себя: всегда ли ты так дружишь, как хочешь, чтоб дружили с тобой? А всегда ли ты можешь пойти с другом до конца в тяжелых обстоятельствах и поддержать его, поделиться с ним своим сердцем? Или ты просто ждешь, чтобы это все давали тебе, ничего не давая взамен, а когда случается беда, огорчаешься: «Как же так? Ведь ты был моим лучшим другом?». Если ты на самом деле отдавал ему самое лучшее, это не может остаться без плода. Может быть, этот человек еще вернется.
Знаете, обиды посылаются человеку для того, чтобы он научился их прощать. Для начала хотя бы на самом маленьком уровне. Да, это ужасно тяжело, но другого пути в жизни христианина нет. И мне кажется, несмотря ни на что, христианин должен оставаться открытым, «любовь всему верит, все покрывает». Поэтому христиане – это те, которые больше всех остальных терпят боль, они более доверчивы, они иначе смотрят на мир. Для них человек – это тот, которого можно пустить в свое сердце. И это чувство не должно ослабеть в нас.
из интервью с о. Алексием Уминским
Назад к списку