Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19: 23-24; Пс.21:19). Так начинается история этой святыни — ризы Господней, часть которой с 1625 года бережно хранила и Русская Церковь.

Что означает праздник

Праздник в честь положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, который Церковь празднует 23 июля, посвящен памяти особого события, когда часть Ризы Господней торжественно водворилась в приделе Апостолов Петра и Павла Успенского собора Московского Кремля.

Что такое риза

Наши предки называли так вообще всякую одежду, и лишь позже именование перешло именно на одеяния сакрального, священного свойства. Это могли быть как одежды святых Божиих, которые часто чтили наряду с мощами, так и богослужебные облачения. В этом смысле часто употребляют выражения:

  • Ризы Богородицы – к числу Её одежд относится не только хитон (о нем также часто говорят в единственном числе – Риза), но также головной плат и пояс – все эти реликвии известны верующим даже до наших дней;

  • ризы иконы, по-другому – оклад; это покров образа, часто богато украшенный, так как он символизирует святость;

  • ризы священника – это его облачение, в котором он совершает литургию, молебны, Таинства; эти одежды иерея всегда освящены и надеваются им с молитвой.

Ковчег с частицей ризы Христовой, ныне находится в Храме Христа Спасителя в Москве, до постановления ВЦИК об изъятии церковных ценностей хранилась в алтаре Успенского собора Московского Кремля, затем потерялась среди музейных экспонатов. Древнее описание: «Имеющаяся в Успенском соборе часть Ризы Спасителя несколько более квадратного вершка; она устроена в золотом ковчежце, который, в свою очередь, устроен в серебряном створчатом киоте (6 1/2 х 4 вершка), покрытом чернёными священными изображениями и украшенном в средине под стеклом 180-ю крупными бриллиантами, из коих один весит 7 1/2 карат»

Риза Господня

Под ней имеется ввиду верхняя одежда Христа, которая, согласно приведенному выше Евангельскому тексту, была разделена на части воинами после Его Распятия. Сложившаяся традиция была такова, что одежды осужденного на смерть преступника (а в глазах римской власти Иисус и был таковым) забирались его палачами.

В этом случае, согласно Евангелию от Иоанна, римских воинов было четверо, поэтому верхнюю одежду Спасителя они и разрезали на четыре части. Именно она и считается «Ризой».

Эту реликвию нужно отличать от нижней одежды, хитона, который был «весь тканый сверху» и не имел швов. Поэтому воинам стало жаль портить вещь, и они бросили о хитоне жребий – таким образом, он достался одному из них.

«разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19, 23-24). Кадр из фильма Мела Гибсона «Страсти Христовы»

В дальнейшем судьба святынь оказалась разной:

  • Хитон даже до наших дней находится под спудом, скрытый в земле, в Патриаршем собора Светицховели (Двенадцати Апостолов) в городе Мцхета (Грузия); колонна, под которой находится Хитон, издревле носит название Животворящего столпа, ввиду множества истекающих от нее чудес; хотя Грузия не раз была захвачена мусульманами, ни один завоеватель не дерзнул посягнуть на великую святыню;

  • что касается Ризы, то части ее находились в разных местах христианского мира; например, известно о части Ризы в Трире (Германия), Аржентейле (Франция); еще одна часть также была доставлена в Грузию, но сохранялась не в земле, а пребывала в ризнице того же собора Светицховели, что хранил и Хитон, будучи помещена в один из напрестольных крестов.

Хитон в Соборе Святого Петра в Трире (чаще называют туникой)

В настоящее время Риза разделена на многие малые части, которым можно поклониться во многих храмах как Европы, так и России. В частности, в Москве малые части святыни есть в Храме Христа Спасителя и в церкви Ризоположения (ул. Донская).

19 ноября 2007 года. Ковчег с частицей ризы Господней, конфискованный в 1922 году у Церкви и хранившейся в Музеях Московского Кремля, Владимир Путин передает Патриарху Алексию II. Сегодня святыню хранит Храм Христа Спасителя, доступ открыт в субботние и воскресные дни.

В Храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебрянным крестом и в нем частицей ризы Господней.

Положение ризы: как это было

Судьба именно «грузинской» части святыни оказалась наиболее драматичной. В начале XVII в. страна была захвачена персидским шахом Аббасом, который унес с собой многие христианские реликвии, включая ковчег с Ризой. С 1620-х гг. Персия и Россия начинают налаживать отношения, что предполагало обмен посольствами и, как было принято по дипломатическому этикету тех лет, подарками. В 1625 г. шах Аббас прислал Ризу в подарок русскому царю и Патриарху Филарету.

Проблема подлинности

Несмотря на то, что письмо правителя содержало похвалы Христу и удостоверение, что реликвия – самая подлинная, священноначалие исходило из того, что «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», а ведь Аббас был мусульманином. Поэтому по вопросу подлинности святыни было проведено своего рода расследование:

  • ковчег со святыней был, прежде всего, осмотрен; в нем обнаружилась «часть некая полотняна, кабы красновата… будет от давных лет»;

  • Патриарх Филарет обратился к нескольким греческим священнослужителям и Патриарху Иерусалимскому Феофану, чтобы выяснить, действительно ли Риза могла находиться в Грузии – и узнал, что это в самом деле могло быть правдой, так как древние предания рассказывали, что Ризу в «Иверскую страну» унес один из воинов, бывших при казни Господа.

Но для установления подлинности всего этого было мало. И Великим Постом 1625 года вышел Патриарший указ:

«Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».

Надо сказать, что каждый случай исцеления от святыни записывался – и таких только за одну Крестопоклонную Седмицу Великого Поста набралось 14 в одной только Москве. Именно это удостоверило подлинность святыни. И в Неделю Крестопоклонную святыня, «пребогатое сокровище» была торжественно положена под особой сенью в Петропавловском приделе Успенского собора

Что празднуем 23 июля

Действительно: ведь событие случилось весной, а не летом. Однако, радость обретения столь великой святыни посчитали малоуместной во время покаянного Великого Поста. Поэтому празднование Положения было перенесено на лето – 10 (23 – «нового стиля») июля.

Установление и история праздника

Почему этот день?

Да потому, что он был кануном годовщины венчания на царство государя Михаила Феодоровича.

Известно, что:

  • общецерковный праздник был установлен уже при Патриархе Филарете, вероятно, впервые его отметили в 1626 г.;

  • праздничная служба была написана по его благословению митрополитом Крутицким Киприаном;

  • и доныне празднование сопровождается еще и особой службой Кресту Христову – в память о том, что Риза была положена в Успенском Соборе на Крестопоклонной Неделе.

Впоследствии частицы святыни русские Патриархи не раз посылали на благословение монастырям, храмам. Были и семьи, из числа русских аристократов, где частица Ризы становилась фамильной реликвией. Было это промыслительно: прошли годы, над страной пронеслись революционные бури, уничтожившие многие реликвии – но сохранились малые части Ризы, Божие благословение стране, однажды потерявшей веру и так трудно идущей теперь к Небесному Отцу.

Икона дня

Около 1627 года была написана икона Положение Ризы Христовой. На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского кремля, в окружении святителей и православного народа.

Икона. Положение Ризы Господней. Успенский собор Кремля. Москва. Около 1627 года.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Цвет богослужения — золотой

В Господские праздники, а также в обычные будни и воскресные дни вне постного периода принят золотой цвет облачений священства (желтый всех оттенков). Это относится и к 23 июля. Но в церковном уставе нет никаких предписаний относительно тех или иных цветов богослужебных облачений, лишь в практике сложились определенные традиции. Поэтому по рассуждению и назначению архиерея на праздник ризоположения Господня облачение может быть и белым. 

Престольный праздник в старинном храме в честь положения ризы Господней в селе Тихий Плес (Татарстан). Цвет облачений священства — белый

Молитвы дня

Тропарь Положения честной ризы Господней в Москве, глас 4

  1. Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.

  2. Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

Кондак Положения честной ризы Господней в Москве, глас 4

  1. Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище – честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

  2. Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище – священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва

Благодари́м Тя, Влады́ко Человеколю́бче, Царя́ веко́в и Пода́теля благи́х, разруши́вшаго вражды́ средосте́ние и мир пода́вшаго ро́ду челове́ческому. Да́руй и нам, рабо́м Твои́м, мир ри́зою Твое́ю честно́ю, вкорени́ во всех страх Твой, и  друг ко дру́гу любо́вь утверди́, угаси́ вся́кую ра́спрю, вся разногла́сия и собла́зны. Я́ко Ты еси́ мир наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем вси Боже́ственныя ри́зы Твоея́// честно́е положе́ние.

 

Источник: https://pravslov.ru/polozhenie-rizy-gospodnej.html

 


Назад к списку