АПОСТОЛА ФИЛИППА. СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ (Заговенье на Рождественский пост).
27 ноября - последний день перед Рождественским постом, память совершаем апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Спасителя. Прп. Филиппа Ирапского (1527). Святых правоверных царя Иустиниана I и царицы Феодоры, святителя Григория Паламы также особо почитаются в этот день.
Последний день перед началом любого из четырех многодевных постов называется заговенье. В этом году Рождественский пост начинается во вторник 28 ноября, поэтому накануне 27 ноября приходится заговенье — последний день подготовки.
27 ноября — день памяти апостола Филиппа
Сегодня от некогда процветавшего курортного города Иераполя, располагавшегося на территории нынешней Турции, остались только руины. Раскрыты мощеные улицы, из земли извлечены колонны, портики, фонтаны… Мрамор великолепной резьбы сложен штабелями. Даже сегодня этот город производит сильное впечатление, и можно представить те времена, когда жизнь здесь просто кипела.
Именно сюда в свое время приехал с семьей апостол Филипп. Само название «Иераполь» (в переводе — «Священный город») показывает, что здесь чтили богов. В городе было много храмов, алтарей, жертвенников различным божествам.
И вот здесь, в центре языческой культуры и верований, прозвучало шокирующее новизной, невероятное слово о Христе. О Вочеловечившемся Боге, победившем мир не силою и грозной властью, но Распятом за людей, а после Воскресшем.
Человеком, который возвысил голос в городе философов и состоятельных праздных курортников, был провинциальный иудей, галилеянин Филипп. И его слово было услышано многими.
Кем же он был, апостол Филипп, духовный вождь иерапольских христиан? В точности мы не знаем, но его родная Вифсаида была рыбацким поселком, поэтому можно предположить, что Филипп тоже был рыбаком.
Развалины Иераполя. Фото Владимира Ештокина
Евангелия показывают нам его как человека сметливого и заботливого. Именно Филипп, как повествует Писание, беспокоится о том, чтобы люди, следующие за Христом, не остались голодными (Ин 6:7), именно его просят пришедшие издалека греки представить их Христу.
После Вознесения Христова Филипп отправился с проповедью в Малую Азию. Мы не знаем подробностей его проповеди. Но Предания говорят о том, что Бог подкреплял ее чудесами. Апостол Филипп пострадал за Христа в 87 году н. э. — как и другие апостолы он принял мученическую смерть от рук гонителей христианства. Погребли его на городском холме, и на месте погребения был построен храм-мартириум.
Еще более пятисот лет здесь, в Иераполе, бурлила жизнь, но в одиннадцатом веке город был захвачен турками. Храм апостола Филиппа был осквернен и разрушен. Путешественники XIX века встречали здесь лишь диких коз и… прокаженных. Несчастные больные прятались в развалинах, едва видневшихся из-под земли, опасаясь, под страхом смерти, появляться в поселках.
Раскопки на месте древнего города начались лишь в конце XIX века. А буквально недавно, в августе 2011 года, появились сообщения о том, что учеными обнаружена гробница апостола Филиппа. Эта находка стала для археологов одной из самых сенсационных и ярких за все прошедшее десятилетие.
В продолжение темы номера "12 апостолов" читайте:
Апостол Фома, называемый Близнец
Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
Автор - редактор сайта "Азбука веры"
*************
Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас
Святителю Григорию Паламе — святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя — монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).
Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.
Святитель Григорий Палама — ориентир для всех нас
Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе.
Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?
Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества — святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.
Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.
Его жизнь и богословие — это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.
Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.
Читайте также:
Энергия: «ядерная физика» православного богословия
Синергия: содействие, соработничество
Назад к списку