ПРЕПОДОБНОГО МАРТИРИЯ ЗЕЛЕНЕЦКОГО
«Зеленая пустыня» подвижника Мартирия
Куда мы обычно стремимся отправиться в паломничество? В Иерусалим, Рим, Оптину... А знаем ли мы святыни, которые находятся прямо рядом с нами, буквально в часе езды от города? 450 лет назад на суровых Ладожских берегах был основан Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Самое время сегодня вспомнить его историю: 24 ноября Церковь чтит память преподобного Мартирия Зеленецкого.
Преподобный Мартирий
«Монастырь Живоначальной Троицы Зеленая пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальныя Троицы, да на монастыре же келья строителя Мартирья, да две кельи, а в них два брата, поп да проскурник; пашни четверть полуосмины в поле, а в дву по тому же, сена 15 копен, а в обжи не положена, потому что распахали старцы на черном лесу сами» — так выглядел Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь в 1564 году, когда его в приладожской глуши основал великолуцкий подвижник Мартирий. Он рано осиротел, до 17 лет воспитывался у клирика Благовещенской церкви иерея Боголепа. Потом удалился в пустынную местность в 60 километрах от Великих Лук, но из послушания наставнику вскоре вернулся обратно. Совершив паломничество к Смоленской иконе Божией Матери и чудотворцу Авраамию, будущий преподобный отправился в Тихвин, а оттуда удалился на Зеленый остров, где и вырос знаменитый монастырь. В последние годы жизни святой сподобился явления Богородицы, прославился чудотворениями. Считается, что он оставил что-то вроде дневниковых заметок, которыми пользовался его агиограф.
преподобный Мартирий Зеленецкий
Многострадальная обитель
После смерти подвижника (†1603), в 1612–1613 годах монастырь (все постройки были деревянными) во время русско-шведской войны был сожжен шведами, но восстановлен по единому плану в 1660–80-х годах митрополитом Новгородским Корнилием. Время архипастырства владыки Корнилия — золотое время обители. Тогда были возведены каменный Троицкий собор, Благовещенская церковь, колокольня, жилые и хозяйственные корпуса, сохранившиеся до сих пор.
В 1715 и 1730 годах монастырь вновь горел. При Екатерине Великой, в результате политики секуляризации, монастырь лишился обширных земельных угодий и постепенно пришел в упадок. 5 июня 1765 года в монастырь ворвалась группа из 23-х сектантов-хлыстов, которые выгнали монахов, заперли ворота и обложились горючим материалом. Ни уговоры, ни угроза штурма — власти подогнали 80 гренадеров — не помогли: сектанты в конце концов сожгли монастырь и сами погибли в огне. Спасся только их лидер Иван Еремеев, которому удалось уйти через отхожее место. Любопытно, что всего 10 лет спустя еретики вновь пробрались в монастырь, но уже легально, как его насельники. «Инок Савватий — в мире Софон Авдеев Попов, родом из Моршанского уезда, в молодости (в 1775 году) за сектаторство сеченный публично батогами и сосланный в Динаминд. Он с иноком Парменом увлек в секту самого зеленецкого архимандрита», — так пишет Павел Мельников-Печерский в своем романе «На горах».
В 1790 году монастырь сгорел еще раз, постепенно восстанавливался, но той славы, которую имел в XVII веке так и не достиг. В 1930-е Троицкий Зеленецкий монастырь был закрыт, в 1992 году вновь возвращен Церкви. Исторические сооружения постепенно реставрируются. В обители находятся мощи святого Мартирия и святителя Корнилия.
Кобона
У монастыря есть два подворья: в Петербурге и в деревне Кобона Кировского района Ленинградской области. Храм святителя Николая Чудотворца в Кобоне XIX века восстановлен в 1990-е годы в память о жертвах блокады, ведь Кобона была одной из узловых точек «Дороги жизни». Вот как рассказывает об этой деревеньке в своем фронтовом дневнике писатель, первый биограф Н. Гумилева корреспондент ТАСС на Ленинградском фронте Павел Лукницкий:
«Станция Кобона оказалась просто сухим островком, на котором от стрелок разбежалось несколько параллельных путей. Два-три вагона, вынесенные отдельно, представляли собою контору начальника станции, военного коменданта и прочего персонала. Поезд остановился, мы не знали, приехали или нет, но нам закричали: „Приехали. Вылезайте!..“ Вещи складывались за дорогой, пассажиры располагались тут же, — эта шоссейная дорога вела из деревни Кобона к пирсам, до которых отсюда было еще километров шесть...
В нашем поезде из Ярославля приехала большая группа женщин и девушек, реэвакуирующихся в Ленинград, — они покинули Ленинград в начале прошлого года, спасаясь от голода, а теперь решили вернуться и для того завербовались на работу, — несколько семейств, с огромным количеством вещей. Они чуть не с бою совершили в Ярославле посадку в поезд, поддерживая в этом бою друг дружку.
В Кобоне таких реэвакуантов было множество — сотни полторы, две. Группы таких возвращающихся в родной город ленинградцев прибывают с каждым поездом. Наряду с этим из Ленинграда многие эвакуируются, — и в Кобоне по разным сторонам шоссейной дороги я видел тех и других: одни выгрузились из теплушек нашего поезда, другие, подвозимые с пирсов на грузовиках, заполняли освободившиеся эти теплушки. И трудно сказать, у кого было больше вещей!»
Матрёнушка-босоножка
Петербургское подворье
Петербургское подворье Зеленецкого монастыря, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» был построен в 1906–1909 годах (архитектор А. И. фон Гоген) на месте сгоревшей деревянной часовни Тихвинской иконы Божией Матери. Находившийся в часовне образ «Всех скорбящих Радость» уцелел: он был обретен с припекшимися двенадцатью монетами из кружки для сбора пожертвований. Сейчас этот чтимый образ хранится в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), а на подворье ― его список, точная копия. Подле храма находится могилка схимонахини Марии (Мыльниковой) — блаженной старицы Матрёнушки-босоножки. Будущая старица родилась в Костромской области в 1814 году. Вместе с мужем — как сестра милосердия — она отправилась на Русско-турецкую войну 1877‒1878 гг., а после смерти супруга оказалась в Санкт-Петербурге. Она жила на Петербургской стороне, а затем возле часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Блаженная старица принимала многочисленных посетителей: одни уходили с добрым советом, другие — исцелившись от болезни. Особенно часто к Матрёнушке обращались страдающие от пьянства; женщины, которые не могли найти жениха; бездетные пары. Чудеса на могиле старицы фиксируются до сих пор: монастырь ведет их летопись.
Назад к списку