Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ - ИДЕАЛ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ. Память свв.Царственных Мучеников: Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных.

«Искупитель мой жив...» Святой праведный Иов и святой царь Николай II

Протоиерей  Александр  ШаргуновРусская народная линия

100-летие Царской Голгофы / 18.05.2019

19 мая - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II.19 Май 2019

6/19 мая - день рождения последнего Императора. Глава из книги «Царь» …

Протоиерей Александр Шаргунов посвящал Царской теме свои работы в течение многих лет. Может быть, начало их положила большая статья в «Литературной газете» с полуторамиллионным тиражом в 1989 году (еще при советской власти!) о великой княгине Елизавете и о династии Романовых, привлекшая к себе внимание большого числа читателей. В девяностые годы прошлого века, в преддверии канонизации святых царственных страстотерпцев были опубликованы семь книг прот. Александра Шаргунова со статьями, посвященными им, и свидетельствами о чудесной помощи по их молитвам. «Царственные страстотерпцы столь глубоко приобщились подвигу Спасителя, - пишет отец Александр, - что чудеса, явленные по их молитвам, становятся проповедью Креста Христова, потому что исходят от Креста. А что может быть нужнее и утешительнее для Церкви накануне ее новых неизбежных крестных испытаний!»

19 мая исполняется 151 год со дня рождения святого Царя. Это день памяти святого праведного Иова Многострадального. Предлагаем статью из книги отца Александра «Царь», посвященную этому событию.

«Искупитель мой жив»

Святой праведный Иов и святой царь Николай II

Очевидно для всех чудо, явленное Промыслом Божиим в самом дне рождения царя-страстотерпца Николая Александровича - дне памяти святого Иова. Сам государь видел в этом факте прообраз своей судьбы. Вот его слова: «Я имею больше, чем предчувствие, но полную уверенность, что я предопределен ужасным испытаниям и не получу награды здесь, на земле. Сколько раз я применял к себе слова Иова: "Едва я почувствую опасность, она осуществляется, и все несчастья, которых я опасаюсь, падают на меня"»[i] И еще: «Я питаю твердую и абсолютную уверенность, что судьба России - моя собственная судьба, и судьба моей семьи находится в руке Бога, поставившего меня на то место, где я нахожусь. Что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, с сознанием того, что у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране, которую Он мне вверил».

* * *

Книга Иова, как и всякое слово Божие, освещая историю человечества лучами Божественного света, помогает нам понять глубины недавних событий и то, что произошло с нашим последним царем. Мы знаем по благодати Духа Святого, что царь наш - святой. И поэтому мы можем сравнивать его с другим святым, с праведным Иовом.

Имя «Иов» означает, согласно одному толкованию, «ненавидимый» или «почитаемый за врага». Другие толкуют его как «тот, кто исполнен горя» и «тот, кто стенает».

Об Иове говорится прежде всего, что он был человек благочестивый. Он был «непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла» (Иов 1, 1). «Непорочен» не означает «безгрешен», как он сам признает это: «Если я буду оправдываться, то мои же уста обвинят меня» (Иов 9, 20). Но когда человек старается с благоговением хранить все заповеди Божии, устремляясь к совершенству, сердце его непорочно и взгляд - чист. Все это в полной мере относится и к императору Николаю II. Достаточно взглянуть непредвзято на фотографии Царя, чтобы убедиться в этом. Да, государь был праведен в своих отношениях с Богом и с людьми, никогда не обманывал ничье доверие. Страх Божий определял все его поведение. Самое главное, что можно сказать об Иове и о государе - они были верующими людьми, искренними в своей вере.

Об Иове сказано, что он был человек - то есть, он жил как все, обычной жизнью. Но за этой обычностью скрывается необыкновенное духовное богатство. То же самое можно сказать и о государе. Так, например, многие поражаются простотой его дневниковых записей - погода, прогулки, встречи. Но записи эти как бы закодированы, понятны ему одному. А все сокровенное, связанное с этими событиями, остается тайной его души.

Иов был богатый, процветающий по земным понятиям человек, и его богатство было украшением его благочестия, потому что давало ему большую возможность делать добро. Он был праведен, и потому богатство его росло. Не зря говорят, что честность есть лучшая политика, а благочестие - самый надежный путь к процветанию. И у царя Николая Александровича владения были огромны - Российская империя, и у него, как у Иова, было множество слуг.

Иов был человек, облеченный властью. Преимущество земли, в которой он правил, было иметь правителем столь доброго человека. Далее мы узнаем, какое сострадание народу было у Иова, как было оно и у нашего царя-мученика. «Не плакал ли я о том, кто был в горе? Не скорбела ли душа моя о бедных?» (Иов 30, 15). И мы знаем, какую заботу проявлял о своих подданных наш государь, о расцвете Русской империи в период его правления.

У Иова была большая семья. И наш царь, подобно Иову, был отцом и господином христианской семьи. Особым утешением для них было видеть своих детей не только в здравии и благополучии, но в любви друг ко другу.

Как видно из книги Иова, из благочестия проистекает великая забота о своих детях. Иов приносил каждодневную жертву молитвы за своих детей (Иов 1, 5). За каждое дитя он молился - согласно его темпераменту, талантам и особенностям. Ведь родители не могут дать благодать своим детям (только Бог дает благодать и освящает все), но они молятся и все делают, чтобы каждодневно способствовать их освящению.

Иов был не только богат и велик, но также мудр и добр, и казалось, что его благополучие и крепость не подвигнутся вовек. Но темные тучи собрались над его головой. Диавол, у которого была огромная вражда к Иову, как и к государю, за их исключительное благочестие, получил позволение мучить их.

Благочестие и богатство были у них прежде, чем пришли великие скорби, чтобы показать нам, что ничто не обезопасит нас от превратностей жизни. Благочестие не сохранит нас от них, как думали ошибочно друзья Иова (и как думали иные богословы - противники прославления царя Николая II), ни, тем более, богатство, как легкомысленно думает мир.

* * *

Вот сатана появляется среди сынов Божиих - противник (как означает его имя) Богу, людям, добру и истине. Он допускается в собрание сынов Божиих, которые приходят предстать пред Богом (Иов, 1, 6).

«Откуда ты пришел?» - спрашивает Господь сатану. Господь прекрасно знает, откуда он пришел и с какой целью: как добрые ангелы пришли, чтобы творить добро, так он пришел за позволением творить зло. Но Господь, требуя от него объяснения, хочет показать ему, что он находится под Божией властью и контролем.

- Я ходил по земле и обошел ее, - отвечает сатана Богу.

Покуда мы на земле, мы в пределах его досягаемости. И с какой хитростью, быстротой и усердием проникает он во все уголки земли - так что мы не можем нигде быть в безопасности от искушения! В ответе сатаны чувствуется одновременно его гордыня и его вечное недовольство. Он ходит взад-вперед и не может найти покоя.

И Бог спрашивает его: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?»

Какую честь воздал Бог Иову, говоря так о нем: «Вот Мой раб Иов, нет такого как он на земле»!

В ответ на Божию похвалу Иова мы слышим злую клевету диавола против него. Он не может отрицать, что Иов боится Бога, но полагает, что его религиозность расчетлива, что он - лицемер: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иов 1, 9).

Особенно невыносимо для диавола слышать похвалу человека, когда Сам Бог хвалит его. Но здесь речь идет об особом человеке. Как хитро он называет его лицемером, не утверждая прямо, но только вопрошая: «Разве это не так?» Это обычная манера клеветников, завистников, злоязычных - предполагать что-либо в форме вопроса, хотя нет никаких оснований для такого утверждения. Как напоминает это недавние возражения противников канонизации царя-мученика!

Злые и завистливые люди утверждают, что единственная причина, почему благочестивые люди служат Богу, заключается в том, что Бог дарует им благополучие. И для доказательства этой лжи сатана просит позволения лишить Иова его богатства и власти. А в случае с государем - и свободы.

«Пусть будет это подвергнуто испытанию, - говорит он. - Сделай его бедным, лиши его всего, простри руку Твою, и тогда посмотрим, где будет его вера. Коснись всего, что у него, и тогда откроется, что он за человек. Он не только забудет о своем благочестии, но, несомненно, проклянет Тебя пред лицем Твоим».

И вот, мы видим, что Бог позволяет сатане огорчать Иова, чтобы испытать искренность его веры. Мы не можем не удивляться, почему Бог дает сатане такое позволение. Но Он делает это ради славы Божией, ради чести Иова, ради того, чтобы открыть нам глубины Промысла Божия и утешить обремененных скорбями людей во всех веках.

Неизмеримы бедствия, понесенные нашим государем. Скорбью были омрачены даже самые светлые для него дни: венчание на царство - Ходынской катастрофой, рождение долгожданного наследника - его неизлечимой болезнью. Русско-Японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, предательство со стороны, казалось, самых близких людей, крушение православной монархии, начало гонений на Церковь.

Когда сатана получает позволение делать зло, у него нет недостатка в предателях, людях, которые были бы инструментом для осуществления его замыслов. Мы все помним эти слова царя-страстотерпца: «Кругом измена, трусость и обман». Измена и трусость со стороны великих князей, министров, генералов и, в конце концов, - обман всего народа. Особая скорбь государя была связана с его детьми. Точно так же, как у Иова, дети которого были погребены под обломками дома, где был их пир. Это была величайшая из потерь Иова, и потому диавол приберег ее напоследок с тем, чтобы, если другие искушения не достигнут цели, это, наконец, заставило бы его проклясть Бога.

Наши дети - часть нас самих, и разлука с ними поражает в самое сердце. Но расстаться сразу со всеми в одно мгновение, с теми, кто столь много лет были его постоянной заботой и надеждой - выше сил человеческих. Дети Иова умерли все вместе, внезапно, именно тогда, когда он больше всего нуждался в их утешении среди всех других потерь.

Царь в момент расстрела пережил то же самое, только в иной форме. Все совершилось в одно мгновение - и расставание, и встреча навеки. Да, подлинно для родителей особое утешение - видеть духовное благополучие своих детей. Если они богобоязненны и благочестивы, они поистине велики, и не имеет значения, какое место они занимают в жизни. И даже если они умерли, то пребывают с Господом. Можно ли сравнить лишение земного царства с обретением Небесного? Если Промысл Божий не дал твоим детям долгой жизни, все равно можно сказать, что они достигли полноты дней и зрелости, и бесконечно большего.

* * *

Видя происходящее, мы радуемся за Иова, потому что именно в этом заключается его испытание. Иов - мужественный, преданный Богу человек. Среди всех скорбей он более всего боится Бога, страшась греха больше, чем любых внешних бед. Он смиряет себя под крепкую руку Божию и принимает Промысл Божий о себе. Господь дал и Господь взял. Тот Самый, Кто дал - взял. И разве, отнимая от нас что-либо, Он не хочет дать нам бесконечно большее!

Как глубоко Иов смотрит и видит суть того, что стоит за этими событиями, он не отводит взора от Первопричины. Он поклоняется Богу в благоденствии и в лишении. Когда буря миновала, он пал ниц и поклонился Богу. Скорби не должны удалять нас от истинной жизни, но приближать к ней.

Также было и с государем. Когда пришли его испытания, вся его мысль была только о Христе Боге. Посмотрите, какие книги читает царская семья в Тобольске и Екатеринбурге, какие заметки оставляют они на полях книг. Какие глубины Божиих тайн постигают: «Зло, которое сейчас в мире, будет расти, но не зло победит зло, а только любовь».

Иов с честью вышел из спора между Богом и сатаной о нем. Казалось бы, он прошел все испытания, и нигде его праведность не может быть поставлена под сомнение.

Но сатана следует дальше, добиваясь нового испытания, которое касается костей и плоти человека: «Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него». Люди не только не рискуют, но отдают все, что есть у них, все свое состояние, чтобы спасти свою жизнь. На этом основывает свое обвинение Иова сатана. «Но простри руку Твою и коснись кости и плоти его, - говорит сатана, - благословит ли он Тебя?» Мужественно держится Иов, теряя все, что есть у него.

Господь позволяет сатане и это: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги» - не касайся его души, не помрачай его разум, его свободную волю.

Болезнь Иова была ужасна: сатана поразил его проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. Вместо того, чтобы лечить свои язвы, Иов взял черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел. Он сидел на пепелище. Так смирил он себя под крепкую руку Божию, размышляя об ужасности и плачевности своего положения. В славянском тексте Ветхого Завета сказано, что он сидел на гноище вне града.

Никто из тех, к кому он раньше был столь добр, не пришел к нему, чтобы из благодарности послужить ему в его несчастье - потому что болезнь его была отвратительна или потому что они считали ее заразной. Разве не так было с государем?

Далее сатана пытается вынудить Иова проклясть Бога уговорами собственной жены. Когда все утешители были отняты от Иова, жена его искушала его: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри», - говорит она. Неужели ты во всем будешь покоряться Богу, Который за все твое служение Ему только бьет тебя нещадно? Разве можно такого Бога любить и благословлять, разве можно такому Богу служить?

По дару Христа царь-страстотерпец имел верующую супругу, которая разделяла с ним его страдание. Но сколь многие из близких ему, и не только высокопоставленные чиновники, оказались предателями! Сколь многие у нас отреклись от Бога в годы огненных испытаний, и много было таких, кто выступил с хулой на Бога, с кощунством, разрушая храмы и оскверняя святыни! (Естественно за этим следовало отречение от царя и глумление над ним.)

Мы слышим в безумных словах жены Иова самое черное, самое ужасное сатанинское искушение. Ничто так не противно естественному сознанию, как хула на Бога. Ничто так не вопиет против естественного чувства, как самоубийство. Отречение от Бога и хула на Него и явилось самоубийством, как скоро показала жизнь, значительной части русского народа.

Иов мужественно сопротивляется искушению и побеждает его. Он возмущен самой мыслью так поступить: «Как? похулить Бога? Отойди от меня, сатана!»

Новое искушение постигает Иова, когда к нему приходят его друзья. Может, более, чем все скорби, для него ощутимы наставления этих богословов: «Если бы не насмешки их, то и среди споров их око мое пребывало бы спокойно» (Иов 17, 2). Они претендуют на духовную мудрость, а на деле смеются над страданиями человека, потому что он низведен так низко.

Если бы Иов был искренним в своей вере, говорят они, Бог не посетил бы его такими скорбями, и он не вел бы себя так в этих скорбях. Не заключалось ли все благочестие Иова в надежде земного благополучия? - повторяют они вслед за диаволом. - Если бы это благочестие было искренним, не сохранило ли бы оно его от отчаяния?

Это было именно то, чего добивался сатана: доказать Богу, что Иов не был праведником. Когда он сам не смог сделать этого, он пытается через друзей убедить в этом Иова и заставить его признать себя лицемером.

Те, кто выступает с резкими, лишенными любви обличениями своих ближних, которых посетили великие скорби, и тем более угодников Божиих, когда те находятся в скорби, исполняют работу сатаны.

Рана Иова кровоточит, боль не перестает, но никто из его друзей-богословов не принес ему елея, и третий из друзей вылил столько же уксуса и желчи, сколько двое первых. Перед нами «Гефсимания» Иова - Иов горько жалуется на оставленность Богом: «Почему Ты скрываешь Свое лицо?» Нет очевидности небес, связь с Богом и с людьми прервана, кажется, нет надежды, что возвратится утешение. Дух Святой иногда покидает Своих лучших и любимейших святых.

В 22 главе Елифаз называет Иова лицемером, не только из-за его нетерпения в скорбях, но и из-за самих скорбей. Елифаз сравнивает бедствия Иова с обычными бедами нечестивых. «Его дети погибли - так бывает с нечестивыми: они оставляют богатство своим детям, но все погибает».

Елифаз обвиняет Иова во многих грехах и преступлениях, за которые, как он полагает, Бог наказал его. Он сравнивает его случай с тем, что было в истории человечества с грешниками, которые были смыты потопом и богатства которых поглотил огонь, - то есть, с содомитами. Благосостояние Иова, материальное и духовное, подрублено, говорят они, потому мы праведники.

К тому, в чем обвиняют Иова друзья его, сводились, по существу, обвинения противников канонизации царя-страстотерпца: «Если бы он был достойным человеком, он не довел бы до такого состояния процветающую страну. Не проиграл бы японскую войну. Благочестивых людей никогда не постигает такое крушение». - «Вспомни, - говорят они, - погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы» (Иов 4, 7). Если речь идет о конечной гибели, это так. Никто из праведников не погибнет вовек. Но если речь идет о временных поражениях, это ложь.

Друзья Иова - богословы представляют Бога воюющим против Иова как против врага, в то время как Бог испытывал его как друга. Опасно без любви судить о духовном и о вечном состоянии других, ибо таким образом мы можем осудить тех, кого Бог оправдал и прославил.

Иов (и вместе с ним государь) говорит: «Бог поставил меня притчею для народа и посмешищем для него» (Иов 17, 6). «Пиющие вино» (Пс. 68, 13) сочиняют оскорбительные песни про него. Его имя стало притчей во языцех - так же как имя государя. Желтая пресса, перед которой Царь был беззащитен, сочиняет сплетни о семье царя, о Распутине, о том, что царица - немецкая шпионка. И до сих пор мы слышим «Николай кровавый» или «человек слабой воли».

В описаниях страданий Иова мы как бы узнаем в подробностях то, что переживал государь. «Помутилось от горести око мое, и все члены мои как тень». Он мог бы сказать о себе: «Я уже не человек, а тень человека». Он муж скорбей, он столько пролил слез, что почти потерял зрение.

Мы не можем не узнавать в словах Иова великое бесчестие, павшее на нашего государя после великой чести, которую народ и Церковь оказывали ему ранее. «Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать перед лицем моим» (Иов 30, 10). В глумлении толпы пинают его ногами: «Они обвиняют меня в своем горе» (то есть, за то, что они живут сейчас в такой стране). Они ложно говорят о его прежнем поведении и политике, «сбивая с ног». Они относятся к нему как к тирану за то, что он праведно управлял ими, они неразумны во всем другом, но очень искусны в нанесении оскорблений и причинении нового зла. И как похоже на революцию 1917 года описание бедствия Иова: «Они пришли ко мне как сквозь широкий пролом, с шумом бросились на меня» (Иов 30, 14). Как воды, затопляющие все, когда прорвана плотина, или как войско, которое сквозь пролом в крепости прорывается в город и с нечеловеческой яростью устремляется на живущих в нем.

Мы видим, что все презрение к Иову, как и к царю-страстотерпцу, вызвано бедами, в которые они попали. «Ты совлек с меня силу мою и снял венец с головы моей», - говорит Иов, и вместе с ним царь. Так как «Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду перед лицем моим», - говорит Иов. То есть после того как Господь отнял от него честь и силу, которой он был препоясан, они дали себе свободу говорить и делать против него все, что им заблагорассудится. Они сбросили с себя узду, они ни во что ставят его власть, его царское достоинство - не стоят уже как прежде с почтением и трепетом перед ним. Все как с Самим Господом: те, кто сегодня кричат «Осанна!», завтра могут кричать «Распни Его!» Но есть честь и слава, которая дается от Бога и которую, если мы храним ее, то найдем неизменной и неутраченной.

Иов говорит о смятении и ужасе своего ума как о самом страшном своем бедствии.

Иов скорбно жалуется: «Стрелы Вседержителя во мне». В самое сердце поражает его мысль, что Бог, Которого он любит и Которому служит, отвергает его, отмечая его жизнь знаками Своего гнева. Смятение и страдание ума, которые пережил государь на станции Дно, - столь же мучительные страдания. Когда душа так ранена, кто может это вынести! «Яд и пламень» Божиих стрел пьет дух Иова, и это повергает его в смятение, колеблет его решимость, истощает его внутренние силы. Он видит себя окруженным угрозами Божиими, как бывает окружен на поле боя полководец вражескими армиями.

Конечно же, Иов не только прообраз Христа - это про всех нас. Но именно поэтому книга Иова прежде всего раскрывает нам тайну Креста и Гефсимании. Главный пункт в споре между Иовом и его друзьями - утверждение этих богословов, что праведники всегда процветают и только нечестивые терпят поражение. Иов же, напротив, говорит, что как правило, нечестивые процветают, а праведники пребывают в скорбях.

Среди безмерного горя Иов верит, что увидит благость Божию на земле живых. «Я знаю, что Искупитель мой жив, я слышу дыхание Его в ноздрях моих. Я знаю, что в последний день Он восставит сию распадающуюся кожу мою» (Иов 19, 25-27). Иов верит в славу Воскресения: та же сила, которая сотворила человека из обыкновенного брения, может восставить его из земли. Оттого что ему дается ощутить это дыхание Божественной жизни, он говорит: «Я в моей плоти увижу Бога, я сам, а не кто-то другой». И прозрение царя-страстотерпца о том, что «зло, которое теперь в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь», созвучно этому откровению Иова. Слово Иова к друзьям-богословам - предостережение тем, кто выступает против него, - не упорствовать в недобром отношении к нему.

Живой, животворящий, все определяющий принцип благодати в сердце - основание всего, столь же необходимое в нашей вере, как корень для дерева. Любовь к Богу и ближним, вера во Христа, ненависть к греху - в этом корень всего, остальное по сравнению с этим - листья.

Мы верим и знаем, что государь имел в себе этот корень, несмотря, может быть, на некоторые его слабости и ошибки. Тот, кто не видит ничего, кроме этих недостатков в царе, как бы продолжают участвовать в преследовании его, «как будто корень зла найден в нем» (Иов 19, 28).

* * *

Вначале мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление его благополучия. Может быть, чрезвычайное богатство, которым был увенчан Иов после своих скорбей, - не просто обещание восстановления былой мощи России, - скорее всего, этого не произойдет. «Россия будет материально бедной, но духовно богатой» (преподобный Нектарий Оптинский). Но это для нас символ и образ небесной славы, которая начинается для верных уже здесь, на земле, и которой мы достигаем через земные страдания. Кто достойно переносит искушения, тот получит венец жизни (Иак. 1, 12).

Бог просит Иова помолиться за своих друзей-обвинителей, иначе Бог погубит их.

Услышим это как пророчество о святом нашем царе и о России! Бог возвратил Свою милость по отношению к нему. В новом, радостном свете мгновенно предстало то, что было раньше мрачным и страшным. Все бури позади, утешение Божие заполняет души верных, как раньше горечь. Он страдал за славу Божию, и потому Бог воздает ему с избытком.

И посмотрите, что происходит с верующим народом! Старые знакомые Иова, соседи и родные были очень добры к нему: они плакали с ним в его горе и радовались его радости. Они оказались не такими «жалкими утешителями», как трое его друзей. Они не были столь учеными и красноречивыми богословами как те, но они оказались более искусными в утешении Иова. Иов молился за своих друзей, и они собрались вокруг него, побежденные его любовью, и все искали его молитв. О если бы Бог за молитвы святого царя-страстотерпца утешил наш народ, в соответствии с днями, в которые Он посылал ему скорби!

События истории человечества таинственны, и мудрейшие из мудрецов порой растерянно смотрят на происходящее вокруг. Цели промысла Божия оказываются более глубокими и неисследимыми. Бог совершает чудеса, которые невозможно исчислить. Тьма находит на торжествующих победителей среди полудня, Бог возвышает смиренных. Смиренных сердцем и плачущих Он ставит впереди, утешает и дает им жить на высотах (Ис. 33, 16). Нищие, которые начинают отчаиваться, обретают надежду. Утешение одних в горьких испытаниях дает надежду на лучшее для других в самые худшие времена, ибо слава Божия заключается в том, чтобы посылать помощь беспомощным и надежду - безнадежным.

«И благословил Бог последние дни Иова больше, чем прежние». Мы не знаем, какие еще хорошие дни хранятся у Бога для нашего последнего времени. У Бога всегда есть пути восстановить наши потери и утешить наше горе.

«Терпение Иовле слышасте, и кончину Господню видесте» (Иак. 5, 11). Так говорит нам слово Божие в Новом Завете, навсегда ставя на самую великую высоту этого праведника. И мы смеем утверждать, что также и нашего царя-страстотерпца, приобщившегося в полноте подвигу его, без всякого сомнения, небесного покровителя. Этот подвиг обращен с исключительной силой к последним временам. «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

[i] Из воспоминаний М. Палеолога - со слов министра иностранных дел Сазонова и председателя Совета Министров Столыпина.

              17 июля - Память свв.Царственных Мучеников:

             Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных. 

Причисление к лику св. страстотерпцев в соборе новомучеников и исповедников Российских имп. Николая, имп. Александры, царевича Алексия, вел. княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года стало для Церкви и народа событием, во многом определяющим пути духовной жизни в новом тысячелетии: в подвиге царственных мучеников просиял побеждающий зло свет веры Христовой.

Николай II родился 18 мая 1868 г., в день св. прав. Иова Многострадального Воспитание старшего сына Александра III и Марии Феодоровны было строгим, почти суровым. Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Церкви, получил хорошее домашнее образование. У Александра III была программа всесторонней подготовки наследника к исполнению монарших обязанностей.

Царица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 7 июня 1872 г. в Дармштадте. Семеро детей Гессенской четы воспитывались в патриархальных традициях. Мать с детства привила христианский подход к жизни.

Первая встреча шестнадцатилетнего Николая и юной принцессы Алисы произошла в 1884 г., когда старшая сестра преподобномученица Елисавета вступила в брак с вел.кн. Сергием. В 1889 г наследник обратился к родителям благословить на брак с принцессой Алисой. В 1894 г., видя решимость сына, обычно мягкого и робкого, Александр III дал благословение на брак.

20 октября имп. Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса стала православной с именем Александра Феодоровна. Дни семейного счастья вскоре сменились для нового императора бременем управления Российской империей.

Ранняя смерть Александра III не завершила подготовку наследника к исполнению обязанностей монарха. Он не был введен в курс высших государственных дел, после восшествия на престол многое пришлось узнавать из докладов министров. Характер двадцатишестилетнего Николая вполне определился. Отмечали живой ум, прекрасную память, благородство мыслей, мягкость, тактичность, скромные манеры.

 Александр III писал сыну: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, ты несешь ответственность за судьбу подданных пред престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость царского долга да будет для тебя основой жизни».

Николай II верил, что для русского народа царская власть священна.1896 год ознаменован коронацией в Москве. Над царской четой совершено Таинство Миропомазания, и государь становится помазанником Божиим. Став верховным правителем, в руках которого сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, Николай взял на себя громадную историческую и моральную ответственность за происходящее в стране. Важнейшей обязанностью считал хранение веры Православной.

Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь - вел. княжна Ольга; за ней три полных здоровья и жизни дочери – вел. княжны Татиана (29 мая 1897 г.), Мария (14 июня 1899 г) и Анастасия (5 июня 1901 г).

 12 августа 1904 года, через год после паломничества в Саров на торжества прп. Серафима, родился наследник. Но Алексей был болен гемофилией. Жизнь ребенка висела на волоске - малейшее кровотечение стоило жизни. Глубокая религиозность выделяла царскую чету. Духом православной веры проникнуто и воспитание детей. Все жили по традициям православного благочестия. Богослужения в воскресные и праздничные дни, говение во время постов. Личная религиозность государя, его супруги была большим, чем следование традициям. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как в 1903 году во время прославления прп. Серафима Саровского.

Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли их - совершались службы в Царскосельском Феодоровском соборе, Нуждам Церкви император уделял огромное внимание. Он щедро жертвовал на постройку храмов. Число приходских церквей увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 монастырей. Император участвовал в закладке храмов и в церковных торжествах.

России пришлось участвовать в двух войнах, приведших к внутренним смутам. В 1904 году без объявления войны начала военные действия Япония. Как великую личную скорбь воспринимал государь беспорядки в стране.

В неофициальной обстановке с государем общались немногие. Отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие в  тесно сплоченной семье. Отношения детей с государем трогательны - он для них царь, отец и товарищ. Омрачала неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии повторялись неоднократно. В сентябре 1912 года из-за неосторожного движения произошло внутреннее кровотечение, опасное для жизни цесаревича. В храмах служились молебны о его выздоровлении. Характер болезни был государственной тайной, и родители скрывали свои чувства.

 Царица понимала, что медицина бессильна. Глубоко верующая, она усердно молилась. Когда ребенок был здоров, ей казалось, что молитва услышана, но приступы повторялись, наполняя мать скорбью.  Она готова поверить любому, кто мог помочь , облегчить страдания сына, что открывало двери во дворец людям, которых рекомендовали как целителей и молитвенников. Так появился Григорий Распутин, которому суждено сыграть свою роль в жизни царской семьи и в судьбе страны. Лица, искренне любящие царя, пытались ограничить влияние Распутина; среди них вел. кн. Елисавета, митрополит Владимир.

В 1913 году Россия праздновала трехсотлетие дома Романовых. Весной царская семья совершает поездку по древним среднерусским городам. Россия была на вершине славы и могущества. Казалось, все внутренние проблемы благополучно разрешатся.

Но назревала Первая мировая. 1 августа 1914 г. Германия объявила России войну, которая стала общеевропейской. В августе 1914 г. необходимость помочь Франции заставила Россию начать поспешное наступление в Восточной Пруссии, что привело к тяжелому поражению. К осени стало ясно, что конца военных действий не предвидится. Государь регулярно выезжал в Ставку, посещал армию, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы, 
Царица посвятила себя раненым, со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной ухаживала за ранеными в царскосельском лазарете. 

22 августа 1915 г. государь выехал в Могилев, чтобы принять командование вооруженными силами. Он рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом. Царь постоянно находился в Ставке, часто с наследником. Раз в месяц приезжал в Царское Село. 

Январь и февраль 1917 г. государь провел в Царском Селе. 22 февраля выехал в Ставку, что послужило сигналом для врагов порядка.  В Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с хлебом, они переросли в забастовку под лозунгами - "долой войну", "долой самодержавие".

Попытки разогнать манифестантов не удались. Государь посылает войска в Петроград для поддержания порядка, сам отправляется в Царское Село. Этот отъезд оказался роковым.

В столице наступило безвластие. Но царь считал, что Дума контролирует положение; в телефонных переговорах соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок. Ответ Думы поставил царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными войсками, что означало гражданскую войну. После мучительных размышлений он принял решение: отречься и за себя, и за наследника из-за неизлечимой болезни в пользу брата, вел. кн. Михаила. Манифест - это акт высочайшего благородства и достоинства.
8 марта комиссары Временного Правительства, прибыв в Могилев, объявили об аресте государя и необходимости проследовать в Царское Село. В жизни Николая II два периода - время царствования и время пребывания в заточении. Первый дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем монаршие обязанности как священный долг перед Богом, второй - крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на Русскую Голгофу...

Рожденный в день памяти св. прав. Иова Многострадального, государь принял свой крест, как библейский праведник, перенес все ниспосланные испытания твердо, кротко и без тени ропота. 

Начавшиеся в Петрограде волнения перекинулись на Царское Село, толпа бунтовщиков - более 10 тысяч солдат- двинулась к Александровскому дворцу. Императрица почти не выходила из комнаты больных детей. Ей доложили, что будут приняты все меры для безопасности. Но толпа близко. Александра Феодоровна проявляет мужество - вместе с вел. кн. Марией обходит ряды  солдат, занявших оборону вокруг дворца. Она убеждает договориться с восставшими и не проливать крови.

Государыня была в страшной тревоге за супруга - доходили слухи об отречении. Только 3 марта получила краткую записку. Протоиерей Афанасий Беляев, служивший во дворце, писал: "Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати наследника. Перед иконою зажгли тоненькие восковые свечи. Начался молебен... страшное горе постигло царскую семью! Государь арестован, отрекся от престола...В каком положении оказалась царица, мать с пятью тяжко заболевшими детьми! Она решила помолиться пред чудотворною иконою Знамения Божьей Матери. Приложившись к иконе и подойдя под нее, попросила принести икону и к кроватям больных, чтобы дети могли приложиться к Чудотворному Образу." 

9 марта арестованного царя перевозят в Царское Село, где его ждала семья. Начался пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении.
Отец Афанасий Беляев оставил свидетельства о духовной жизни царскосельских узников. Вот описание утрени Великой Пятницы 30 марта 1917 года. "Служба шла благоговейно ... Их величества всю службу слушали стоя. Надо самому видеть, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя воле Божией, стоят за богослужением". 
Доброта и душевное спокойствие не оставляли царицу. После Святой Троицы в дневнике отца Афанасия появляются тревожные сообщения - он отмечает  раздражение караульных, доходящих порой до грубости по отношению к царской семье. Они страдали, отмечает он, но со страданиями возрастали терпение и молитва. 

Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности царя, но, несмотря на старания, обнаружить что-то порочащее не вышло - царь был невиновен. Вместо освобождения государя приняли решение удалить узников из Царского Села.

В ночь на 1 августа они отправлены в Тобольск. Недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период заточения. 8 сентября в Рождество Пресвятой Богородицы узникам позволили отправиться в церковь. В Тобольске царь с тревогой следил за событиями, понимая, что страна стремительно идет к гибели. Известие об октябрьском перевороте дошло до Тобольска 15 ноября.

Образовался солдатский комитет, который, стремясь к самоутверждению, демонстрировал власть над государем. Царица пишет: «Надо перенести все  унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и многомилостив - не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...»
Утешение и кротость в перенесении скорбей царственным узникам дает молитва, чтение духовных книг, богослужение.

В марте стало известно, что в Бресте заключен сепаратный мир с Германией. Когда прошел слух, что немцы требуют от большевиков выдачи царской семьи, императрица заявила: «Предпочитаю умереть в России, нежели быть спасенной немцами».

Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск во вторник, 22 апреля, комиссар Яковлев сообщает, что должен увезти государя, уверяя, что ничего плохого не будет. Цесаревич был болен, везти его невозможно. Несмотря на страх за больного сына, государыня решает следовать за супругом; с ними отправилась Мария. Только 7 мая члены семьи, оставшиеся в Тобольске, получили известие из Екатеринбурга - государь, государыня и Мария заключены в дом Ипатьева. Когда здоровье наследника поправилось, остальные доставлены в Екатеринбург.

О Екатеринбургском периоде свидетельств мало. Известно по показаниям свидетелей по делу об убийстве царской семьи. Особенно ценно свидетельство протоиерея Иоанна Сторожева, совершавшего последние богослужения в Ипатьевском доме. Отец Иоанн служил дважды в воскресные дни обедницу; в первый раз 2 июня 1918 г: "...диакон говорил прошения ектений, а я пел. Мне подпевали два женских голоса (Татьяна Николаевна и еще кто-то из них), порой низким басом и Николай Александрович... Молились очень усердно..."

Условия жизни в "доме особого назначения" были тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, что жили в непосредственной близости от узников, ели за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся в унижениях для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства - в числе охранников были уголовные преступники. Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску Спать приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали еду . Поведение часовых было  непристойным - они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, неприличные изображения.

С царской семьей оставались доктор Евгений Боткин, который был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько верных слуг: Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала силу, терпение в страданиях. Все понимали возможность скорого конца.

 Даже у цесаревича вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили..». Царица и дочери пели церковные песнопения, которые против воли слушал караул. В изоляции от внешнего мира, окруженные  жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляли благородство и ясность духа.

 В одном из писем Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь» «Я твердо верю... что Господь умилосердится над Россией и умирит страсти в конце концов. Да будет Его святая воля.» - писал Николай в январе 1918 г.

Даже грубые стражи были удивлены простотой, покорены полной достоинства душевной ясностью, почувствовали превосходство тех, кого держали в своей власти. Смягчился даже комиссар Авдеев. Перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен, заменен Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и палачами из "чрезвычайки". Жизнь узников превратилась в сплошное мученичество.

14 июля 1918 г. отцом Иоанном Сторожевым совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. По чину обедницы положено прочесть молитву "Со Святыми упокой". Почему-то диакон вместо прочтения запел молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава, услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени, и вдруг ясно ощутил я высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.»


Приготовления к казни делались в строжайшей тайне. В ночь с 16 на 17 июля, в начале третьего, Юровский разбудил царскую семью. Им сказано, что необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все и собрались, Юровский привел узников в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Государь нес на руках Алексея, у остальных в руках были подушки и мелкие вещи. По просьбе царицы принесли два стула, на них положили подушки, принесенные вел. княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня и Алексей .Государь стоял в центре рядом с наследником. Остальные разместились в разных частях комнаты и приготовились ждать. 
Описание: http://blgchin.ru/userfiles/7/file_db6480b.jpgВ соседней комнате столпились ожидавшие сигнала убийцы. Юровский подошел к государю  близко и сказал: "Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета вы будете расстреляны с вашей семьей". Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем обратился к коменданту, сказав: "Что? Что?" Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Юровский выстрелил в царя из револьвера в упор несколько раз, и он упал. Почти одновременно начали стрелять остальные, - каждый заранее знал жертву.

Лежащих добивали выстрелами и ударами штыков. Когда все было кончено, Алексей вдруг слабо застонал - в него выстрелили несколько раз. Картина была ужасна - одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что жертвы мертвы, убийцы стали снимать драгоценности. Убитых вынесли на двор, где стоял грузовик - шум мотора заглушал выстрелы в подвале. До восхода тела вывезли в лес возле деревни Коптяки. Три дня убийцы скрывали злодеяние.
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись». 

Были расстреляны и слуги. После того, как было объявлено о расстреле государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Святейший 21 июля 1918 г. во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

Почитание царской семьи, начатое Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском Соборе в Москве по убиенному царю через три дня после Екатеринбургского убийства, продолжалось несколько десятилетий советского периода. Многие священнослужители и миряне в тайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах царской семьи. В последние годы во многих домах можно видеть фотографии царской семьи, во множестве распространялись иконы. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации царской семьи - под некоторыми стояли тысячи подписей. К моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о благодатной помощи - об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон, о благоухании и появлении на ликах царственных мучеников пятен кровавого цвета.

Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными. По призыву священника отца Илии казаки обратились с молитвами к царю-мученику, и невероятным образом вышли из окружения.

В октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла затянуть путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесного избавления отряда казаков - и стала усердно молить о помощи: «Убиенные царственные мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно женщины увидели светящийся сук. Ухватившись за него, выбрались на сухое место, затем вышли на широкую просеку и дошли до деревни.

Учащаяся средней школы из г. Подольска Марина, особо почитающая царскую семью, чудесным заступничеством была избавлена от хулиганского нападения. Трое молодых людей хотели затащить ее в машину и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Они признались, что увидели царских детей, что заступились за девушку Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. М молодые люди покаялись и изменили жизнь. 
Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 г. получил икону царя-мученика, пред которой ежедневно молился и в сентябре заметил на иконе пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский монастырь; во время молебна молящиеся почувствовали сильное благоухание. Икона была перенесена в алтарь, где находилась три недели, а благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; многократно засвидетельствовано мироточение от образа, свидетелями были сотни прихожан. В 1999 г. у мироточивой иконы царя-мученика исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление - зрение вернулось.

Мироточивая икона побывала в ряде епархий - Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской... Везде засвидетельствованы многочисленные случаи мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы пред иконой. Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред чудотворной иконой: от тяжелого гепатита исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила.

Жительница поселка Монино, прихожанка Троицкой церкви села Балобаново Наталья получила исцеление от рака желудка, обращаясь с молитвой к царственным мученикам. Москвич Алексей, по профессии шофер, благоговейный почитатель царственных страстотерпцев, неоднократно получал помощь от их молитвенного предстательства и в своей работе водителем, и в семейной жизни: Господь сохранил от смерти во время родов и его жену, и младенца -хотя врачи говорили о самом неблагоприятном исходе.

К царственным страстотерпцам христиане обращаются с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений царская семья была особенно сплоченной, пронесла православную веру чрез скорби и страдания.

Память св. страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, их чадам Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день убиения 4 (17) июля, и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).

Царская семья - идеал христианской семьи.

Как-то один уважаемый мною человек сказал, что русские люди лучше умеют умирать, чем жить. Я не согласна с таким утверждением, потому что считаю: без праведной жизни человеку умереть достойно не удастся. По той простой причине, что в самом слове «смерть» заложено слово «мерило» – мера жизни, мера того, как прожита эта жизнь.

Мы живем в то время, когда в России разрушается институт семьи, когда многие семьи стали одно– или малодетными, когда стабилен лишь рост абортов и социального сиротства (социальное сиротство – это дети-сироты при живых родителях), когда растет количество детей, пополняющих детские дома.

И очень хочется понять, что произошло, что было утеряно, почему в царское время в России при Николае II разводились лишь 2-2,5% семейных пар, а остальные семьи были крепкими и стабильными.

Как психолог могу сказать, что в сложившейся ситуации людям очень важно найти правильные ориентиры, идеал. Найти идеальных людей, не теоретически придуманных, а тех, кто реально жили совсем недавно и от которых нас отделяет не так уж и много времени. Такой идеал необходим и для взрослых, потому что он помогает им переносить трудности, и для молодого подрастающего поколения, потому что они только начинают жить, и очень важно, чтобы они не сделали ошибки.

Лучше, чем идеал Царской Семьи найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Причем эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины, еще есть люди, которые общались с ними лично.

Тем людям, которые пытаются сейчас создать семью и хотят, чтобы эта семья была счастливой, очень важно понять основы, на которых была создана Царская Семья, конкретная семья, которая была счастлива в браке. Счастливы были Царь и Царица как супруги – об этом они писали. Счастливы были как родители – об этом они тоже писали. То есть счастливы были на всех уровнях: и на супружеском, и на родительском.

И дальше интересно бы было разобраться: как у них это получилось, ведь они жили в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас. И как им удалось в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги – он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь.

Поворотным пунктом в моем личном отношении к Царской Семье стало одно событие. Еще будучи студенткой, я однажды шла по Москве и увидела, что на витрине одного из издательств были выставлены фотографии Царской Семьи. Когда я увидела их лица, я просто оторопела, потому что поняла, что члены Царской Семьи – не просто аристократы: это – духовная аристократия, это гораздо выше – аристократия духа. В глазах Святых Царственных Страстотерпцев отражается небо – то, чем они жили, то, что отразилось в их образе.

Анализируя все, что было написано о Царской Семье, я пришла к глубокому убеждению, что в основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом – целомудрие. Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Таким образом, целомудрие – целостное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Такое целомудрие мы хорошо видим на примере жизни Царской Семьи, в которой был традиционный уклад патриархальной семьи.

Что такое патриархальный уклад? Когда во главе семейства находится мужчина, муж – и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей – через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них.

Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, Царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна – всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично. Это однозначно.

Давайте более внимательно посмотрим, какими Царь и Царица были супругами и родителями, и сравним их семейную жизнь с жизнью многих современных семей. Сейчас очень много супругов разводятся на самых разных стадиях супружеской жизни. Известно, что в супружеской жизни есть несколько периодов, которые называются кризисными и в которых существуют определенные факторы риска развода. Это и первый год супружеской жизни, и рождение первого ребенка… последний кризис, которого раньше никогда не было на Руси – выход на пенсию.

Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, в основу создания современных семей очень часто ставятся собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Что из этого происходит? А происходит то, что через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности.

Здесь имеется два выхода. Первый, и лучший вариант, когда человек приходит к сократовскому убеждению: «Я знаю, что ничего не знаю» и начинает искать помощи у других людей. А другой выход, когда появляется озлобленность и желание порвать не только с семейной жизнью, но и уйти из жизни; у нас ежегодно регистрируется 60 тысяч самоубийств.

Не случайно многие психологи говорят о том, что у нас в России целомудрие заложено в центр культурного ядра нации, и пренебрегать этим нельзя, потому что это проводит к нарушению государственной безопасности.

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне.

Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны… Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

И вот так они жили, так понимали семейную жизнь – «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. И дальше. Человека раздирают страсти. Вспоминаю, как недавно в монастыре на Новом Афоне умер совсем еще молодой монах; приехал другой монах, который сказал нам замечательную фразу, которая близка и понятна всем. Он сказал, что «только после этой смерти молодого схимника я понял, как дороги друг другу все люди, и что только грех отделяет нас друг от друга» – только грех.

Так вот, члены Царской Семьи, не будучи монашеской семьей, хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они старались работать над усмирением своих страстей, старались проявлять добродетель. Об этом можно совершенно конкретно говорить, знакомясь с письмами и дневниковыми записями Святых Царственных Страстотерпцев. К примеру, Царица Александра Феодоровна, которая всей душой стала человеком православным, писала: «К спасению нужно стремиться каждый день и час, спасение достигается не одним нашим читанием, а усердным прилежанием, постоянным отрезвлением …» И дальше – «Живущий – возрастающий, слепой – возросший».

Император и Императрица стремились к спасению, и им это удалось, как и всем их детям. Поэтому все они, без исключения, причислены к лику святых.

Здесь нужно особенно остановиться на том, какими отцом и матерью были Царь и Царица. Это очень важно по одной простой причине. Сейчас очень многие родители говорят, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они очень много заняты на работе. По отношению к Государю, говоря современным языком, давайте подумаем: кто больше него был в то время занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…»

На его плечах лежала забота о всем государстве. Николай II был человеком, который прекрасно понимал, что за всю свою деятельность он должен будет дать ответ перед Богом. Во многих дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был удивительным отцом. Конечно, он был очень много занят на службе, но то время, которое ему было позволено находиться с семьей, он использовал настолько мудро, что его можно назвать примером отца для всех. В своих воспоминаниях воспитатель и наставник царских детей Пьер Жильяр отмечает, что Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем. И объяснялось это тем, что перед Царем как Государем склоняли головы и министры, и духовные иерархи, и их мать, которая находилась в послушании мужу.

В отношении роли отца-Императора было сказано, что он был добрый отец, с открытым сердцем, которое отзывалось на радость и на беды детей. В нечастые совместные семейные вечера Царь лично хорошо поставленным голосом читал детям произведения русских классиков. Обратите внимание на эту деталь: он брал для чтения не первую попавшуюся книгу, он обдуманно подбирал книги, с чтением которых «выходил» в семью. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей. И этому нам сегодня надо учиться на примере Царя.

К сожалению, в современных семьях мы очень часто наблюдаем другое – когда мать и отец приходят с работы и говорят: «Мы устали». Дети вместо живого общения с родителями довольствуются телевизором или компьютером. В Царской Семье этого не было: была мера духовной ответственности, целомудренное отношение к жизни, к своим детям.

Давайте посмотрим, что выносят наши дети, когда проводят совместные семейные вечера совместно с родителями? Они понимают, что они любимы родителями. Потому что в любом другом случае детям трудно объяснить, что мы их любим. Они находят этому свое собственное объяснение: если бы родители нас любили, они находили бы время для общения с нами… Наши дети в такие вечера впитывали бы любовь, не страстную, а духовную любовь, которая помогла бы семье сплотиться во всех трудностях и которая помогла бы им при необходимости взойти на Голгофу всей семьей, когда никто не дрогнет, никто не предаст.

Остановлюсь еще на Царской Семье. Именно через Царя, через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду; любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, они занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость. Еще раз могу отметить, что в их воспитании не было каких-либо крайностей.

Крайности, наоборот, возникают сейчас в некоторых современных семьях, когда родители не готовят своих детей к реальной жизни. Одна из крайностей заключается в том, что взрослые начинают запугивать детей всеми страхами жизни, и их дети становятся трусливыми, боясь сделать самостоятельно самое элементарное. Или наоборот, истерично-безудержными, живя по принципу «будь что будет, я ничего не могу изменить». Вторая крайность – когда родители стараются содержать детей в тепличных условиях: они все возникающие у ребенка трудности берут на себя и таким образом воспитывают в детях беспомощность и зависимость от условий.

В отношении Царицы можно сказать, что это была очень мудрая мать. Воспитатель Царских детей Пьер Жильяр писал так: «Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями. Она была честна перед собой, перед людьми и перед Богом». Она никогда бы не стала делать вид, что стала православной. И если она оставила прежнюю протестантскую веру и перешла в Православие, то приняла его всем сердцем, о чем она и писала в свое время.

Она была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Феодоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.

Особенно отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. По своей сегодняшней работе я знаю, что в современных семьях возникает очень много проблем в отношении детских ссор. Даже два ребенка не могут ужиться между собой: они начинают ссориться, у них возникает какая-то ревность по отношению к родителям и родителей к ним. А было ли такое в семье Императора? Было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».

Вот такие маленькие штрихи, маленькие зарисовки к портрету всех членов Царской Семьи, позволяют ближе познакомиться с их жизнью. Сумели ли Царь и Царица воспитать достойных детей, любящих друг друга? Сумели. Вот одна деталь нашей истории: четыре девочки, четыре княжны нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен – ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия). В каких современных семьях есть сейчас такое единение?

В отношении Царевича Алексия ситуация еще более сложная. Перед родителями стояла особая задача его воспитания, ведь растет не просто сын – долгожданный, любимый всеми, – растет наследник престола страны, которую они очень любили и были ее истинными патриотами. В результате был воспитан такой ребенок, о котором окружающие его люди говорили, что из него в будущем для России вырастет великий царь. Есть воспоминания о том, как Царица наставляла своего сына. Она говорила так: «Не стоит гордиться своим положением – перед Богом все равны». И вот это ощущение, что перед Богом все равны – самое главное в воспитании человека.

В конце выступления мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело – знать, а другое дело – это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей. И пример Царской Семьи, явленный нам – очень яркий.

Вспомните, как повела себя Царица, когда началась первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она пошла как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми. И так же, как она когда-то сидела у постели своего больного родного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.

Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татиана, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татиану родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Вот она - реальная, конкретная семья, реальные, конкретные люди, которые смогли достичь счастья: и супружеского и родительского, и счастья детей, которые живут в дружной семье и видят счастливых, любящих родителей. И в наше время, когда грех возводится в рамки добродетели, очень важно не поддаться материальным интересам, а сохранить духовную основу своей семьи. И Царская Семья может служить для нас идеалом, который поможет нам в этом.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

 

Источник:

 


Назад к списку