Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ - ИДЕАЛ ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬИ. Память свв.Царственных Мучеников: Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных.

17 июля - Память свв.Царственных Мучеников: Царя - Мученика Николая II и иже с ним убиенных. 

Причисление к лику св. страстотерпцев в соборе новомучеников и исповедников Российских имп. Николая, имп. Александры, царевича Алексия, вел. княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года стало для Церкви и народа событием, во многом определяющим пути духовной жизни в новом тысячелетии: в подвиге царственных мучеников просиял побеждающий зло свет веры Христовой.

Николай II родился 18 мая 1868 г., в день св. прав. Иова Многострадального Воспитание старшего сына Александра III и Марии Феодоровны было строгим, почти суровым. Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Церкви, получил хорошее домашнее образование. У Александра III была программа всесторонней подготовки наследника к исполнению монарших обязанностей.

Царица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 7 июня 1872 г. в Дармштадте. Семеро детей Гессенской четы воспитывались в патриархальных традициях. Мать с детства привила христианский подход к жизни.

Первая встреча шестнадцатилетнего Николая и юной принцессы Алисы произошла в 1884 г., когда старшая сестра преподобномученица Елисавета вступила в брак с вел.кн. Сергием. В 1889 г наследник обратился к родителям благословить на брак с принцессой Алисой. В 1894 г., видя решимость сына, обычно мягкого и робкого, Александр III дал благословение на брак.

20 октября имп. Александр III скончался. На следующий день в дворцовой церкви Ливадийского дворца принцесса Алиса стала православной с именем Александра Феодоровна. Дни семейного счастья вскоре сменились для нового императора бременем управления Российской империей.

Ранняя смерть Александра III не завершила подготовку наследника к исполнению обязанностей монарха. Он не был введен в курс высших государственных дел, после восшествия на престол многое пришлось узнавать из докладов министров. Характер двадцатишестилетнего Николая вполне определился. Отмечали живой ум, прекрасную память, благородство мыслей, мягкость, тактичность, скромные манеры.

 Александр III писал сыну: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодержавие, ты несешь ответственность за судьбу подданных пред престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость царского долга да будет для тебя основой жизни».

Николай II верил, что для русского народа царская власть священна.1896 год ознаменован коронацией в Москве. Над царской четой совершено Таинство Миропомазания, и государь становится помазанником Божиим. Став верховным правителем, в руках которого сосредотачивалась вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти, Николай взял на себя громадную историческую и моральную ответственность за происходящее в стране. Важнейшей обязанностью считал хранение веры Православной.

Через год после свадьбы, 3 ноября 1895 года, родилась первая дочь - вел. княжна Ольга; за ней три полных здоровья и жизни дочери – вел. княжны Татиана (29 мая 1897 г.), Мария (14 июня 1899 г) и Анастасия (5 июня 1901 г).

 12 августа 1904 года, через год после паломничества в Саров на торжества прп. Серафима, родился наследник. Но Алексей был болен гемофилией. Жизнь ребенка висела на волоске - малейшее кровотечение стоило жизни. Глубокая религиозность выделяла царскую чету. Духом православной веры проникнуто и воспитание детей. Все жили по традициям православного благочестия. Богослужения в воскресные и праздничные дни, говение во время постов. Личная религиозность государя, его супруги была большим, чем следование традициям. Царская чета не только посещала храмы и монастыри во время многочисленных поездок, поклонялась чудотворным иконам и мощам святых, но и совершала паломничества, как в 1903 году во время прославления прп. Серафима Саровского.

Краткие богослужения в придворных храмах не удовлетворяли их - совершались службы в Царскосельском Феодоровском соборе, Нуждам Церкви император уделял огромное внимание. Он щедро жертвовал на постройку храмов. Число приходских церквей увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 монастырей. Император участвовал в закладке храмов и в церковных торжествах.

России пришлось участвовать в двух войнах, приведших к внутренним смутам. В 1904 году без объявления войны начала военные действия Япония. Как великую личную скорбь воспринимал государь беспорядки в стране.

В неофициальной обстановке с государем общались немногие. Отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие в  тесно сплоченной семье. Отношения детей с государем трогательны - он для них царь, отец и товарищ. Омрачала неизлечимая болезнь наследника. Приступы гемофилии повторялись неоднократно. В сентябре 1912 года из-за неосторожного движения произошло внутреннее кровотечение, опасное для жизни цесаревича. В храмах служились молебны о его выздоровлении. Характер болезни был государственной тайной, и родители скрывали свои чувства.

 Царица понимала, что медицина бессильна. Глубоко верующая, она усердно молилась. Когда ребенок был здоров, ей казалось, что молитва услышана, но приступы повторялись, наполняя мать скорбью.  Она готова поверить любому, кто мог помочь , облегчить страдания сына, что открывало двери во дворец людям, которых рекомендовали как целителей и молитвенников. Так появился Григорий Распутин, которому суждено сыграть свою роль в жизни царской семьи и в судьбе страны. Лица, искренне любящие царя, пытались ограничить влияние Распутина; среди них вел. кн. Елисавета, митрополит Владимир.

В 1913 году Россия праздновала трехсотлетие дома Романовых. Весной царская семья совершает поездку по древним среднерусским городам. Россия была на вершине славы и могущества. Казалось, все внутренние проблемы благополучно разрешатся.

Но назревала Первая мировая. 1 августа 1914 г. Германия объявила России войну, которая стала общеевропейской. В августе 1914 г. необходимость помочь Франции заставила Россию начать поспешное наступление в Восточной Пруссии, что привело к тяжелому поражению. К осени стало ясно, что конца военных действий не предвидится. Государь регулярно выезжал в Ставку, посещал армию, перевязочные пункты, военные госпитали, тыловые заводы, 
Царица посвятила себя раненым, со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной ухаживала за ранеными в царскосельском лазарете. 

22 августа 1915 г. государь выехал в Могилев, чтобы принять командование вооруженными силами. Он рассматривал пребывание на посту Верховного Главнокомандующего как исполнение нравственного и государственного долга перед Богом и народом. Царь постоянно находился в Ставке, часто с наследником. Раз в месяц приезжал в Царское Село. 

Январь и февраль 1917 г. государь провел в Царском Селе. 22 февраля выехал в Ставку, что послужило сигналом для врагов порядка.  В Петрограде начались волнения, вызванные перебоями с хлебом, они переросли в забастовку под лозунгами - "долой войну", "долой самодержавие".

Попытки разогнать манифестантов не удались. Государь посылает войска в Петроград для поддержания порядка, сам отправляется в Царское Село. Этот отъезд оказался роковым.

В столице наступило безвластие. Но царь считал, что Дума контролирует положение; в телефонных переговорах соглашался на все уступки, если Дума сможет восстановить порядок. Ответ Думы поставил царя перед выбором: отречение или попытка идти на Петроград с верными войсками, что означало гражданскую войну. После мучительных размышлений он принял решение: отречься и за себя, и за наследника из-за неизлечимой болезни в пользу брата, вел. кн. Михаила. Манифест - это акт высочайшего благородства и достоинства.
8 марта комиссары Временного Правительства, прибыв в Могилев, объявили об аресте государя и необходимости проследовать в Царское Село. В жизни Николая II два периода - время царствования и время пребывания в заточении. Первый дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем монаршие обязанности как священный долг перед Богом, второй - крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на Русскую Голгофу...

Рожденный в день памяти св. прав. Иова Многострадального, государь принял свой крест, как библейский праведник, перенес все ниспосланные испытания твердо, кротко и без тени ропота. 

Начавшиеся в Петрограде волнения перекинулись на Царское Село, толпа бунтовщиков - более 10 тысяч солдат- двинулась к Александровскому дворцу. Императрица почти не выходила из комнаты больных детей. Ей доложили, что будут приняты все меры для безопасности. Но толпа близко. Александра Феодоровна проявляет мужество - вместе с вел. кн. Марией обходит ряды  солдат, занявших оборону вокруг дворца. Она убеждает договориться с восставшими и не проливать крови.

Государыня была в страшной тревоге за супруга - доходили слухи об отречении. Только 3 марта получила краткую записку. Протоиерей Афанасий Беляев, служивший во дворце, писал: "Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати наследника. Перед иконою зажгли тоненькие восковые свечи. Начался молебен... страшное горе постигло царскую семью! Государь арестован, отрекся от престола...В каком положении оказалась царица, мать с пятью тяжко заболевшими детьми! Она решила помолиться пред чудотворною иконою Знамения Божьей Матери. Приложившись к иконе и подойдя под нее, попросила принести икону и к кроватям больных, чтобы дети могли приложиться к Чудотворному Образу." 

9 марта арестованного царя перевозят в Царское Село, где его ждала семья. Начался пятимесячный период неопределенного пребывания в Царском Селе. Дни проходили в регулярных богослужениях, совместных трапезах, прогулках, чтении.
Отец Афанасий Беляев оставил свидетельства о духовной жизни царскосельских узников. Вот описание утрени Великой Пятницы 30 марта 1917 года. "Служба шла благоговейно ... Их величества всю службу слушали стоя. Надо самому видеть, чтобы понять и убедиться, как бывшая царственная семья усердно, по православному, часто на коленях, молится Богу. С какою покорностью, кротостью, смирением, всецело предав себя воле Божией, стоят за богослужением". 
Доброта и душевное спокойствие не оставляли царицу. После Святой Троицы в дневнике отца Афанасия появляются тревожные сообщения - он отмечает  раздражение караульных, доходящих порой до грубости по отношению к царской семье. Они страдали, отмечает он, но со страданиями возрастали терпение и молитва. 

Временное правительство назначило комиссию по расследованию деятельности царя, но, несмотря на старания, обнаружить что-то порочащее не вышло - царь был невиновен. Вместо освобождения государя приняли решение удалить узников из Царского Села.

В ночь на 1 августа они отправлены в Тобольск. Недели пребывания в Тобольске были едва ли не самыми спокойными за весь период заточения. 8 сентября в Рождество Пресвятой Богородицы узникам позволили отправиться в церковь. В Тобольске царь с тревогой следил за событиями, понимая, что страна стремительно идет к гибели. Известие об октябрьском перевороте дошло до Тобольска 15 ноября.

Образовался солдатский комитет, который, стремясь к самоутверждению, демонстрировал власть над государем. Царица пишет: «Надо перенести все  унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и многомилостив - не прогневается до конца... Без веры невозможно было бы жить...»
Утешение и кротость в перенесении скорбей царственным узникам дает молитва, чтение духовных книг, богослужение.

В марте стало известно, что в Бресте заключен сепаратный мир с Германией. Когда прошел слух, что немцы требуют от большевиков выдачи царской семьи, императрица заявила: «Предпочитаю умереть в России, нежели быть спасенной немцами».

Первый большевистский отряд прибыл в Тобольск во вторник, 22 апреля, комиссар Яковлев сообщает, что должен увезти государя, уверяя, что ничего плохого не будет. Цесаревич был болен, везти его невозможно. Несмотря на страх за больного сына, государыня решает следовать за супругом; с ними отправилась Мария. Только 7 мая члены семьи, оставшиеся в Тобольске, получили известие из Екатеринбурга - государь, государыня и Мария заключены в дом Ипатьева. Когда здоровье наследника поправилось, остальные доставлены в Екатеринбург.

О Екатеринбургском периоде свидетельств мало. Известно по показаниям свидетелей по делу об убийстве царской семьи. Особенно ценно свидетельство протоиерея Иоанна Сторожева, совершавшего последние богослужения в Ипатьевском доме. Отец Иоанн служил дважды в воскресные дни обедницу; в первый раз 2 июня 1918 г: "...диакон говорил прошения ектений, а я пел. Мне подпевали два женских голоса (Татьяна Николаевна и еще кто-то из них), порой низким басом и Николай Александрович... Молились очень усердно..."

Условия жизни в "доме особого назначения" были тяжелее, чем в Тобольске. Стража состояла из 12-ти солдат, что жили в непосредственной близости от узников, ели за одним столом. Комиссар Авдеев, закоренелый пьяница, ежедневно изощрялся в унижениях для заключенных. Приходилось мириться с лишениями, переносить издевательства - в числе охранников были уголовные преступники. Как только государь и государыня прибыли в дом Ипатьева, их подвергли унизительному и грубому обыску Спать приходилось на полу, без кроватей. Во время обеда семье, состоящей из семи человек, давали всего пять ложек; сидящие за этим же столом охранники курили, нагло выпуская дым в лицо узникам, грубо отбирали еду . Поведение часовых было  непристойным - они дежурили даже возле двери в туалет, причем не разрешали запирать двери. На стенах охранники писали нецензурные слова, неприличные изображения.

С царской семьей оставались доктор Евгений Боткин, который был посредником между ними и комиссарами, пытаясь защищать их от грубости стражи, и несколько верных слуг: Анна Демидова, И.С. Харитонов, А.Е. Трупп и мальчик Леня Седнев. Вера заключенных поддерживала их мужество, давала силу, терпение в страданиях. Все понимали возможность скорого конца.

 Даже у цесаревича вырвалась фраза: «Если будут убивать, только бы не мучили..». Царица и дочери пели церковные песнопения, которые против воли слушал караул. В изоляции от внешнего мира, окруженные  жестокими охранниками, узники Ипатьевского дома проявляли благородство и ясность духа.

 В одном из писем Ольга Николаевна писала: «Отец просит передать всем, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь» «Я твердо верю... что Господь умилосердится над Россией и умирит страсти в конце концов. Да будет Его святая воля.» - писал Николай в январе 1918 г.

Даже грубые стражи были удивлены простотой, покорены полной достоинства душевной ясностью, почувствовали превосходство тех, кого держали в своей власти. Смягчился даже комиссар Авдеев. Перемена не укрылась от глаз большевистских властей. Авдеев был смещен, заменен Юровским, стража заменена австро-германскими пленными и палачами из "чрезвычайки". Жизнь узников превратилась в сплошное мученичество.

14 июля 1918 г. отцом Иоанном Сторожевым совершено последнее богослужение в Ипатьевском доме. По чину обедницы положено прочесть молитву "Со Святыми упокой". Почему-то диакон вместо прочтения запел молитву, стал петь и я, несколько смущенный таким отступлением от устава, услышал, что стоявшие позади меня члены семьи Романовых опустились на колени, и вдруг ясно ощутил я высокое духовное утешение, которое дает разделенная молитва.»


Приготовления к казни делались в строжайшей тайне. В ночь с 16 на 17 июля, в начале третьего, Юровский разбудил царскую семью. Им сказано, что необходимо перейти в безопасное место. Минут через сорок, когда все и собрались, Юровский привел узников в полуподвальную комнату с одним зарешеченным окном. Государь нес на руках Алексея, у остальных в руках были подушки и мелкие вещи. По просьбе царицы принесли два стула, на них положили подушки, принесенные вел. княжнами и Анной Демидовой. На стульях разместились государыня и Алексей .Государь стоял в центре рядом с наследником. Остальные разместились в разных частях комнаты и приготовились ждать. 
Описание: http://blgchin.ru/userfiles/7/file_db6480b.jpgВ соседней комнате столпились ожидавшие сигнала убийцы. Юровский подошел к государю  близко и сказал: "Николай Александрович, по постановлению Уральского областного Совета вы будете расстреляны с вашей семьей". Эта фраза явилась настолько неожиданной для царя, что он обернулся в сторону семьи, протянув к ним руки, затем обратился к коменданту, сказав: "Что? Что?" Государыня и Ольга Николаевна хотели перекреститься. Юровский выстрелил в царя из револьвера в упор несколько раз, и он упал. Почти одновременно начали стрелять остальные, - каждый заранее знал жертву.

Лежащих добивали выстрелами и ударами штыков. Когда все было кончено, Алексей вдруг слабо застонал - в него выстрелили несколько раз. Картина была ужасна - одиннадцать тел лежало на полу в потоках крови. Убедившись, что жертвы мертвы, убийцы стали снимать драгоценности. Убитых вынесли на двор, где стоял грузовик - шум мотора заглушал выстрелы в подвале. До восхода тела вывезли в лес возле деревни Коптяки. Три дня убийцы скрывали злодеяние.
Большинство свидетельств говорит об узниках Ипатьевского дома как о людях страдающих, но глубоко верующих, покорных воле Божией. Несмотря на издевательства и оскорбления, они вели в доме Ипатьева достойную семейную жизнь, стараясь скрасить угнетающую обстановку общением, молитвой, чтением и посильными занятиями. «Государь и государыня верили, что умирают мучениками за свою родину, - пишет один из свидетелей их жизни в заточении, воспитатель наследника Пьер Жильяр, - они умерли мучениками за человечество. Их истинное величие проистекало не из царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись». 

Были расстреляны и слуги. После того, как было объявлено о расстреле государя, Святейший Патриарх Тихон благословил архипастырей и пастырей совершать о нем панихиды. Святейший 21 июля 1918 г. во время богослужения в Казанском соборе в Москве сказал: «На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

Почитание царской семьи, начатое Святейшим Патриархом Тихоном в заупокойной молитве и слове на панихиде в Казанском Соборе в Москве по убиенному царю через три дня после Екатеринбургского убийства, продолжалось несколько десятилетий советского периода. Многие священнослужители и миряне в тайне возносили к Богу молитвы о упокоении убиенных страдальцев, членах царской семьи. В последние годы во многих домах можно видеть фотографии царской семьи, во множестве распространялись иконы. В Синодальную Комиссию по канонизации святых поступали обращения правящих архиереев, клириков и мирян в поддержку канонизации царской семьи - под некоторыми стояли тысячи подписей. К моменту прославления царственных мучеников накопилось огромное количество свидетельств о благодатной помощи - об исцелениях больных, соединении разобщенных семей, защите церковного достояния от раскольников, о мироточении икон, о благоухании и появлении на ликах царственных мучеников пятен кровавого цвета.

Одним из первых засвидетельствованных чудес было избавление во время гражданской войны сотни казаков, окруженных в непроходимых болотах красными. По призыву священника отца Илии казаки обратились с молитвами к царю-мученику, и невероятным образом вышли из окружения.

В октябре 1991 года две женщины поехали за клюквой и заблудились в непроходимом болоте. Надвинулась ночь, и болотная трясина могла затянуть путешественниц. Но одна из них вспомнила описание чудесного избавления отряда казаков - и стала усердно молить о помощи: «Убиенные царственные мученики, спасите нас, рабу Божию Евгению и Любовь!» Внезапно женщины увидели светящийся сук. Ухватившись за него, выбрались на сухое место, затем вышли на широкую просеку и дошли до деревни.

Учащаяся средней школы из г. Подольска Марина, особо почитающая царскую семью, чудесным заступничеством была избавлена от хулиганского нападения. Трое молодых людей хотели затащить ее в машину и обесчестить, но внезапно в ужасе бежали. Они признались, что увидели царских детей, что заступились за девушку Это произошло накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1997 году. М молодые люди покаялись и изменили жизнь. 
Московский врач Олег Бельченко 15 мая 1998 г. получил икону царя-мученика, пред которой ежедневно молился и в сентябре заметил на иконе пятна кровавого цвета. Олег принес икону в Сретенский монастырь; во время молебна молящиеся почувствовали сильное благоухание. Икона была перенесена в алтарь, где находилась три недели, а благоухание не прекращалось. Позднее икона побывала в нескольких московских храмах и монастырях; многократно засвидетельствовано мироточение от образа, свидетелями были сотни прихожан. В 1999 г. у мироточивой иконы царя-мученика исцелился от слепоты 87-летний Александр Михайлович: сложная глазная операция почти не помогла, но когда он с горячей молитвой приложился к мироточивой иконе, а служивший молебен священник покрыл его лицо полотенцем со следами мира, наступило исцеление - зрение вернулось.

Мироточивая икона побывала в ряде епархий - Ивановской, Владимирской, Костромской, Одесской... Везде засвидетельствованы многочисленные случаи мироточения, а двое прихожан одесских храмов сообщили о исцелении от болезни ног после молитвы пред иконой. Из Тульчинско-Брацлавской епархии сообщили о случаях благодатной помощи по молитвам пред чудотворной иконой: от тяжелого гепатита исцелена раба Божия Нина, получила исцеление сломанной ключицы прихожанка Ольга, от тяжелого поражения поджелудочной железы исцелилась раба Божия Людмила.

Жительница поселка Монино, прихожанка Троицкой церкви села Балобаново Наталья получила исцеление от рака желудка, обращаясь с молитвой к царственным мученикам. Москвич Алексей, по профессии шофер, благоговейный почитатель царственных страстотерпцев, неоднократно получал помощь от их молитвенного предстательства и в своей работе водителем, и в семейной жизни: Господь сохранил от смерти во время родов и его жену, и младенца -хотя врачи говорили о самом неблагоприятном исходе.

К царственным страстотерпцам христиане обращаются с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия - ведь во время гонений царская семья была особенно сплоченной, пронесла православную веру чрез скорби и страдания.

Память св. страстотерпцам царю Николаю, царице Александре, их чадам Алексию, Ольге, Татиане, Марии и Анастасии совершается в день убиения 4 (17) июля, и в день Соборной памяти новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресение после 25 января (7 февраля).


 

 

Царская семья - идеал христианской семьи.

Как-то один уважаемый мною человек сказал, что русские люди лучше умеют умирать, чем жить. Я не согласна с таким утверждением, потому что считаю: без праведной жизни человеку умереть достойно не удастся. По той простой причине, что в самом слове «смерть» заложено слово «мерило» – мера жизни, мера того, как прожита эта жизнь.

Мы живем в то время, когда в России разрушается институт семьи, когда многие семьи стали одно– или малодетными, когда стабилен лишь рост абортов и социального сиротства (социальное сиротство – это дети-сироты при живых родителях), когда растет количество детей, пополняющих детские дома.

И очень хочется понять, что произошло, что было утеряно, почему в царское время в России при Николае II разводились лишь 2-2,5% семейных пар, а остальные семьи были крепкими и стабильными.

Как психолог могу сказать, что в сложившейся ситуации людям очень важно найти правильные ориентиры, идеал. Найти идеальных людей, не теоретически придуманных, а тех, кто реально жили совсем недавно и от которых нас отделяет не так уж и много времени. Такой идеал необходим и для взрослых, потому что он помогает им переносить трудности, и для молодого подрастающего поколения, потому что они только начинают жить, и очень важно, чтобы они не сделали ошибки.

Лучше, чем идеал Царской Семьи найти невозможно. Потому что это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Причем эта Семья жила не так давно: очень мало времени отделяет нас от их мученической кончины, еще есть люди, которые общались с ними лично.

Тем людям, которые пытаются сейчас создать семью и хотят, чтобы эта семья была счастливой, очень важно понять основы, на которых была создана Царская Семья, конкретная семья, которая была счастлива в браке. Счастливы были Царь и Царица как супруги – об этом они писали. Счастливы были как родители – об этом они тоже писали. То есть счастливы были на всех уровнях: и на супружеском, и на родительском.

И дальше интересно бы было разобраться: как у них это получилось, ведь они жили в очень сложную эпоху, когда было столько трудностей и противоречий – ничуть не меньше, чем сейчас. И как им удалось в этом противоречивом мире создать счастье семьи, ощутить это счастье. Вспомним строки, которые написал Царь Николай на 20-летие супруги – он писал, что счастлив безмерно и благодарен Богу за то, что счастье и любовь соединили их жизнь.

Поворотным пунктом в моем личном отношении к Царской Семье стало одно событие. Еще будучи студенткой, я однажды шла по Москве и увидела, что на витрине одного из издательств были выставлены фотографии Царской Семьи. Когда я увидела их лица, я просто оторопела, потому что поняла, что члены Царской Семьи – не просто аристократы: это – духовная аристократия, это гораздо выше – аристократия духа. В глазах Святых Царственных Страстотерпцев отражается небо – то, чем они жили, то, что отразилось в их образе.

Анализируя все, что было написано о Царской Семье, я пришла к глубокому убеждению, что в основе их семейного счастья было заложено то, что в православии называется обычным словом – целомудрие. Целомудрие – это целостность, мудрое отношение к жизни, чистота души и тела, целостность ума, не загрязненного страстями. Таким образом, целомудрие – целостное отношение к жизни, когда вершиной всего является Бог, и все идет, опираясь на духовность. Такое целомудрие мы хорошо видим на примере жизни Царской Семьи, в которой был традиционный уклад патриархальной семьи.

Что такое патриархальный уклад? Когда во главе семейства находится мужчина, муж – и только он. Он находится в послушании к Богу и в исполнении Его заповедей – через это идет благодать на главу семьи. А помощницей главе семьи в этом послушании, именно помощницей, а не наставницей, не учительницей, становится его жена. Она находится в послушании своему мужу, поэтому благодать идет и на нее. Дети, видя послушание родителей, тоже растут послушными, и благодать идет на них.

Вот когда эта иерархия соблюдается, то в семье идет все очень гармонично. Это подобно соку, находящемуся в живом растении: если перерезать у растения какую-то ветвь, сок перестает туда поступать. Сначала там еще теплится некая жизнь, но потом она прекращается, и лист или ветка отмирают. Точно так же и в отношении семьи: если на каком-то уровне нарушается благодать, нарушается эта Богом задуманная иерархия, то семья испытывает серьезные трудности. Это – духовный закон, который никто не отменяет, знают об этом люди или не знают.

В Царской Семье была именно такая иерархия, традиционный патриархальный уклад. Конечно, Царица Александра могла быть в чем-то эмоциональна – всем психологам известно, что женщины более эмоциональны, чем мужчины. Но нельзя забывать и о том, что в Царской Семье всегда главой был Император. И надо понять, что он как мужчина нередко советовался со своей женой как помощницей, но окончательное решение всегда принимал лично. Это однозначно.

Давайте более внимательно посмотрим, какими Царь и Царица были супругами и родителями, и сравним их семейную жизнь с жизнью многих современных семей. Сейчас очень много супругов разводятся на самых разных стадиях супружеской жизни. Известно, что в супружеской жизни есть несколько периодов, которые называются кризисными и в которых существуют определенные факторы риска развода. Это и первый год супружеской жизни, и рождение первого ребенка… последний кризис, которого раньше никогда не было на Руси – выход на пенсию.

Все дело в том, что у нас потеряна культура семейных супружеских отношений. Почему потеряна? Потому что в основу создания семьи не ставится благочестие, в основу создания современных семей очень часто ставятся собственные мнения и личные амбиции: «Я сам все понимаю, и никто мне не указ». Что из этого происходит? А происходит то, что через некоторое время такие семьи, в которых люди не хотят слушать друг друга, начинают испытывать огромные трудности.

Здесь имеется два выхода. Первый, и лучший вариант, когда человек приходит к сократовскому убеждению: «Я знаю, что ничего не знаю» и начинает искать помощи у других людей. А другой выход, когда появляется озлобленность и желание порвать не только с семейной жизнью, но и уйти из жизни; у нас ежегодно регистрируется 60 тысяч самоубийств.

Не случайно многие психологи говорят о том, что у нас в России целомудрие заложено в центр культурного ядра нации, и пренебрегать этим нельзя, потому что это проводит к нарушению государственной безопасности.

В отношении супружеской жизни Венценосной семьи можно с уверенностью говорить о том, что Царь и Царица были благочестивыми, глубоко верующими людьми, людьми целомудрыми. Понятие целомудрия и решило их судьбу: они жили по Божиему замыслу, пытались очень бережно относиться друг к другу и другому человеку – как к святыне. Целомудрие в браке – его основа: когда два человека смотрят друг на друга и видят святость друга, они относятся друг к другу как к святыне.

Царь и Царица старались беречь это чувство – любовь, и, кроме того, они старались его воз-де-лы-вать. Не так, как происходит сейчас: чуть случатся в семье какие-то трудности, люди махнут друг на друга рукой и разбегаются в разные стороны… Если познакомиться с тем, что писала Царица Александра, можно увидеть и понять многое. Не забывая при этом, что это были реальные люди, жившие совсем недавно. «Любовь не вырастает, не становится великой и совершенной вдруг и сама по себе, но требует времени и постоянного попечения…»; « Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. В нем никогда не может быть отчуждения»; «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи. И семейное счастье – когда все честно выполняют свои обязанности»; «Дом – это место тепла и нежности».

И вот так они жили, так понимали семейную жизнь – «место тепла и нежности», очень бережного отношения друг к другу. И дальше. Человека раздирают страсти. Вспоминаю, как недавно в монастыре на Новом Афоне умер совсем еще молодой монах; приехал другой монах, который сказал нам замечательную фразу, которая близка и понятна всем. Он сказал, что «только после этой смерти молодого схимника я понял, как дороги друг другу все люди, и что только грех отделяет нас друг от друга» – только грех.

Так вот, члены Царской Семьи, не будучи монашеской семьей, хорошо понимали эти духовные тонкости, они понимали, что друг от друга исходят причины ссоры и разногласия. Поэтому они старались работать над усмирением своих страстей, старались проявлять добродетель. Об этом можно совершенно конкретно говорить, знакомясь с письмами и дневниковыми записями Святых Царственных Страстотерпцев. К примеру, Царица Александра Феодоровна, которая всей душой стала человеком православным, писала: «К спасению нужно стремиться каждый день и час, спасение достигается не одним нашим читанием, а усердным прилежанием, постоянным отрезвлением …» И дальше – «Живущий – возрастающий, слепой – возросший».

Император и Императрица стремились к спасению, и им это удалось, как и всем их детям. Поэтому все они, без исключения, причислены к лику святых.

Здесь нужно особенно остановиться на том, какими отцом и матерью были Царь и Царица. Это очень важно по одной простой причине. Сейчас очень многие родители говорят, что у них просто нет времени на воспитание детей и общение с ними, потому что они очень много заняты на работе. По отношению к Государю, говоря современным языком, давайте подумаем: кто больше него был в то время занят на работе? Хотя тогда это называлось службой… «Служить Богу, служить Отечеству…»

На его плечах лежала забота о всем государстве. Николай II был человеком, который прекрасно понимал, что за всю свою деятельность он должен будет дать ответ перед Богом. Во многих дошедших до нас воспоминаниях о Царе можно прочесть, что он был удивительным отцом. Конечно, он был очень много занят на службе, но то время, которое ему было позволено находиться с семьей, он использовал настолько мудро, что его можно назвать примером отца для всех. В своих воспоминаниях воспитатель и наставник царских детей Пьер Жильяр отмечает, что Император для детей был и отцом, и Государем, и товарищем. И объяснялось это тем, что перед Царем как Государем склоняли головы и министры, и духовные иерархи, и их мать, которая находилась в послушании мужу.

В отношении роли отца-Императора было сказано, что он был добрый отец, с открытым сердцем, которое отзывалось на радость и на беды детей. В нечастые совместные семейные вечера Царь лично хорошо поставленным голосом читал детям произведения русских классиков. Обратите внимание на эту деталь: он брал для чтения не первую попавшуюся книгу, он обдуманно подбирал книги, с чтением которых «выходил» в семью. И это тоже показатель бережного отношения к своим детям, к своей семье, осознания своей ответственности за воспитание детей. И этому нам сегодня надо учиться на примере Царя.

К сожалению, в современных семьях мы очень часто наблюдаем другое – когда мать и отец приходят с работы и говорят: «Мы устали». Дети вместо живого общения с родителями довольствуются телевизором или компьютером. В Царской Семье этого не было: была мера духовной ответственности, целомудренное отношение к жизни, к своим детям.

Давайте посмотрим, что выносят наши дети, когда проводят совместные семейные вечера совместно с родителями? Они понимают, что они любимы родителями. Потому что в любом другом случае детям трудно объяснить, что мы их любим. Они находят этому свое собственное объяснение: если бы родители нас любили, они находили бы время для общения с нами… Наши дети в такие вечера впитывали бы любовь, не страстную, а духовную любовь, которая помогла бы семье сплотиться во всех трудностях и которая помогла бы им при необходимости взойти на Голгофу всей семьей, когда никто не дрогнет, никто не предаст.

Остановлюсь еще на Царской Семье. Именно через Царя, через отца дети приучились заниматься физическим трудом. Известно, что Царь был физически очень развитым человеком, с детства приученным к труду; любил греблю. Поэтому в Царской Семье матросы обучали детей гребле и плаванью, они занимались наведением порядка и чистоты в доме и на территории. И это не было каким-то излишеством, это была родительская мудрость. Еще раз могу отметить, что в их воспитании не было каких-либо крайностей.

Крайности, наоборот, возникают сейчас в некоторых современных семьях, когда родители не готовят своих детей к реальной жизни. Одна из крайностей заключается в том, что взрослые начинают запугивать детей всеми страхами жизни, и их дети становятся трусливыми, боясь сделать самостоятельно самое элементарное. Или наоборот, истерично-безудержными, живя по принципу «будь что будет, я ничего не могу изменить». Вторая крайность – когда родители стараются содержать детей в тепличных условиях: они все возникающие у ребенка трудности берут на себя и таким образом воспитывают в детях беспомощность и зависимость от условий.

В отношении Царицы можно сказать, что это была очень мудрая мать. Воспитатель Царских детей Пьер Жильяр писал так: «Она была одарена самыми прекрасными нравственными качествами и всегда руководствовалась самыми благородными побуждениями. Она была честна перед собой, перед людьми и перед Богом». Она никогда бы не стала делать вид, что стала православной. И если она оставила прежнюю протестантскую веру и перешла в Православие, то приняла его всем сердцем, о чем она и писала в свое время.

Она была удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично, Александра Феодоровна была замечательной супругой и матерью. И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или прежде всего думают о благоустройстве дома, а не о детях.

Особенно отметим, что Царская Семья была семьей многодетной: в ней воспитывалось пятеро детей. По своей сегодняшней работе я знаю, что в современных семьях возникает очень много проблем в отношении детских ссор. Даже два ребенка не могут ужиться между собой: они начинают ссориться, у них возникает какая-то ревность по отношению к родителям и родителей к ним. А было ли такое в семье Императора? Было. Потому что это были реальные дети, со своими взглядами и чувствами. Но мать пыталась владеть ситуацией. В одном из писем старшей дочери Императрица пишет: «Не ссорьтесь друг с другом, это в самом деле просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми».

Вот такие маленькие штрихи, маленькие зарисовки к портрету всех членов Царской Семьи, позволяют ближе познакомиться с их жизнью. Сумели ли Царь и Царица воспитать достойных детей, любящих друг друга? Сумели. Вот одна деталь нашей истории: четыре девочки, четыре княжны нередко подписывали свои послания единым именем, составленным из первых букв их собственных имен – ОТМА (Ольга, Татиана, Мария, Анастасия). В каких современных семьях есть сейчас такое единение?

В отношении Царевича Алексия ситуация еще более сложная. Перед родителями стояла особая задача его воспитания, ведь растет не просто сын – долгожданный, любимый всеми, – растет наследник престола страны, которую они очень любили и были ее истинными патриотами. В результате был воспитан такой ребенок, о котором окружающие его люди говорили, что из него в будущем для России вырастет великий царь. Есть воспоминания о том, как Царица наставляла своего сына. Она говорила так: «Не стоит гордиться своим положением – перед Богом все равны». И вот это ощущение, что перед Богом все равны – самое главное в воспитании человека.

В конце выступления мне хотелось бы привести еще одно высказывание Царицы Александры: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить детей примером своей жизни». Это старый педагогический прием, известный уже много-много веков. Одно дело – знать, а другое дело – это знание в своей жизни воплотить примером для своих детей. И пример Царской Семьи, явленный нам – очень яркий.

Вспомните, как повела себя Царица, когда началась первая мировая война. Она пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где находились солдаты и офицеры, которые не щадили своей жизни за Бога, Царя и Отечество. Она пошла как любящая мать, потому что, как она писала сразу же после своей коронации, она ощутила, что это было ее венчание с Россией, что русские люди стали ее детьми. И так же, как она когда-то сидела у постели своего больного родного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молитвенно прося облегчения их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что многие солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили Императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.

Поступок матери стал примером и для Великих княжон, они последовали ее примеру. Старшие дочери, Ольга и Татиана, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Многие знают, как представительницы женского пола реагируют на кровь, на открытые раны; преодолеть этот страх дано не каждому – только тому, у кого есть любящее людей сердце. А эти юные девушки работали в операционной… Марию и Татиану родители не отпустили работать в госпиталь, но они помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.

Вот она - реальная, конкретная семья, реальные, конкретные люди, которые смогли достичь счастья: и супружеского и родительского, и счастья детей, которые живут в дружной семье и видят счастливых, любящих родителей. И в наше время, когда грех возводится в рамки добродетели, очень важно не поддаться материальным интересам, а сохранить духовную основу своей семьи. И Царская Семья может служить для нас идеалом, который поможет нам в этом.

Святые Царственные Страстотерпцы, молите Бога о нас!

 

Источник:

 


Назад к списку