Приход Свято-Троицкого храма гор. Кириши - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН 27/9 АВГУСТА

            

-  Великомученик и целитель Пантелеимон

-  Преподобный Герман Аляскинский

Святой великомученик и целитель Пантелеимон родился в Вифинии (Малая Азия) в городе Никомидия в семье знатного язычника Евсторгия и был назван Пантелеймоном (что значит "по всему лев"), так как родители желали видеть его мужественным и бесстрашным юношей. Мать святая Еввула (память 30 марта) воспитывала мальчика в христианской вере, но рано окончила свою земную жизнь. Тогда отец отдал Пантелеймона в языческую грамматическую школу, а затем обучал его медицинскому искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина. Отличаясь красноречием, хорошим поведением и необыкновенной красотой, юный Пантелеймон был представлен императору Максимиану (284- 305), который захотел оставить его при своем дворе и сделать впоследствии придворным врачом. Пантелеймона привел к вере священномученик Ермолай, который преподал ему основы христианской жизни.

Однажды, возвращаясь от учителя, юноша увидел лежавшего на дороге мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая извивалась тут же рядом. Исполнившись сострадания и жалости, Пантелеймон стал просить Господа о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет христианином и примет святое Крещение. По действию Божественной благодати ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах удивленного Пантелеймона.

Став христианином, Пантелеймон часто беседовал со своим отцом, раскрывая ему лживость язычества и постепенно подготавливая к принятию христианства. В это время Пантелеймон уже был известен как хороший врач, поэтому к нему привели слепого, которого никто не мог исцелить. "Свет глазам твоим возвратит Отец света, Бог истинный,- сказал ему святой,-во имя Господа моего Иисуса Христа, просвещающего слепых, прозри!" Слепец тотчас же прозрел, а вместе с ним духовно прозрел и отец святого-Евсторгий, и оба с радостью приняли святое Крещение.

После смерти отца святой Пантелеймон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, посещал в темницах узников и при этом исцелял страждущих не столько медицинскими средствами, сколько призыванием Господа Иисуса Христа. Слава о милостивом и бескорыстном враче распространилась по всему городу, и жители, оставив всех других врачей, стали обращаться только к святому Пантелеймону. Это вызвало зависть, и врачи донесли императору, что святой Пантелеймон христианин и лечит христианских узников.

Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но Пантелеймон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного. Ожесточенный Максимиан приказал казнить исцеленного, а святого Пантелеймона предал жесточайшим мукам.

Великомученика повесили на дереве и рвали тело железными крюками, обжигали свечами, растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Однако во всех истязаниях мужественный Пантелеймон оставался невредимым и с дерзновением обличал императора. Господь неоднократно являлся святому и укреплял его.

По повелению императора святого великомученика Пантелеймона привели в цирк и бросили его на растерзание диким зверям. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Видя это, зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Господа Иисуса, и даже рубить зверей, не тронувших святого мученика.

Наконец, обезумевший от ярости Максимиан приказал отрубить великомученику Пантелеймону голову. Воины привели святого на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик начал молиться Господу, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск и не нанес никакой раны. Пораженные чудом, воины закричали: "Велик Бог христианский!" В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном (что значит многомилостивый) за его великое милосердие и сострадательность.

Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент процвела и исполнилась целительных плодов. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса, Тело святого Пантелеимона, брошенное в костер, осталось неповрежденным и тогда Никомидийский страстотерпец был погребен христианами на близлежащей земле схоласта Адамантия.

Память святого Пантелеимона издревле чтится Православным Востоком. Уже в IV веке были воздвигнуты храмы во имя святого в Севастии Армянской и Константинополе. Кровь и молоко, истекшие при усечении святого, хранились до Х века и подавали верующим исцеления.

Честные мощи великомученика Пантелеймона частичками разошлись по всему христианскому миру.

Честная и многоцелебная глава святого великомученика Пантелеимона "яко превеликое сокровище" хранится ныне в русском Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре, в соборном храме обители, посвященном его имени.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Великий князь Изяслав, в святом Крещении Пантелеимон, имел изображение великомученика на своем боевом шлеме и его заступничеством остался жив в сражении 1151 года.

Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении таинства Елеосвящения, освящения воды и молитве о немощном. Память святого Пантелеймона особенно торжественно совершается в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

Уже третье тысячелетие святой великомученик и целитель Пантелеймон является главным покровителем  всех врачей и  целителем больных православных христиан, усердно прочитав молитву которому больные люди выздоравливают.

Молитва
Святому великомученику и целителю Пантелеймону

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Ему же со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь; даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и Апостольство Русской Православной Церкви в Америке XVIII-XIX вековдуши и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ.

Апостольство Русской Православной Церкви в Америке XVIII-XIX веков.

Преподобный Герман Аляскинский находился в составе группы первых православных миссионеров, прибывших на Аляску в 1794 г. по указу Святейшего Правительствующего Синода Российской Церкви. В это время Аляска находилась под ведомством российских промышленников.

Главный промышленник Григорий Шелехов, рассказывая о том, что он уже крестил многих туземцев Аляски, просил о назначении туда священника для окормления их и русских промышленников. В результате Синод поручил митрополиту Санкт-Петербургскому Гавриилу (Петрову) заняться этим вопросом, и он направил на Аляску целую миссионерскую группу, состоящую, главным образом, из монахов Валаамского монастыря.

После долгого путешествия, которое продолжалось десять месяцев, эта группа прибыла на место назначения — остров Кадьяк на Аляске. Там они сразу построили храм, стали крестить и просвещать туземцев, но миссионеров потрясло и огорчило жестокое и несправедливое отношение промышленников к местному населению. Архимандрит Иоасаф (Болотов), глава миссионерской группы, неоднократно направлял доклады об этом в Россию.

Не получив никакого ответа на эти сообщения, отец Иоасаф с двумя другими монахами направился в Сибирь в 1798 г. для разрешения этого вопроса. Там он был хиротонисан во епископа Кадьякского с тем, чтобы, имея авторитет архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к миссионерской работе на Аляске. Но на обратном пути на Аляску его корабль утонул, и владыка, и все его сопровождающие погибли.

Казалось бы, это была огромная потеря для еще младенческой Церкви на Северо-Американском континенте. Но пути Господни неисповедимы, и по Его воле самым видным миссионером на Аляске становится преподобный Герман Аляскинский. В начале, можно сказать, он казался самым незначительным из миссионерской группы, потому что во главе группы стоял архимандрит Иоасаф, были также иеромонахи и иеродиаконы, а преподобный Герман был монахом без священного сана.

Миссионеры, когда они проповедовали Христа и крестили, чутко и уважительно относились к нехристианской культуре туземцев, а также всячески защищали их от промышленников.

Преподобный Герман особенно был известен по-отечески нежным и любящим отношением к местным жителям. Он предпочитал отшельническую жизнь и после 1808 г. переехал на маленький остров, находящийся недалеко от Кадьяка, который называется Еловый остров, где оставался до конца своей жизни. Здесь он воспитывал сирот, построил для них часовню, школу и приют. Он занимался строгим монашеским подвижничеством, не оставляя при этом и миссионерства. Он лечил и спасал местных жителей от болезней, чудесным образом избавил остров от наводнения, проповедовал и, поскольку неоднократно по смирению отказывался от рукоположения, проводил с ними общие молитвы и богослужения, насколько это было возможно без священника. Туземцы питали к нему безграничное доверие и обращались со всеми своими проблемами. Он же всегда им по-отечески помогал. Они прозвали его «апа», т. е. «старец» или «отец».

Преподобный Герман имел также дар прозорливости. Он предсказал свою кончину, говоря что не будет священника, чтобы его похоронить, все так и случилось. Скончался преп. Герман 13 декабря 1837 г. Его духовные дети похоронили его на Еловом острове, где его останки пребывали до его прославления в 1970 г. Теперь его святые мощи хранятся в Воскресенском храме городка Кадьяк.

Как предсказывал сам преп. Герман: в течение тридцати лет после смерти он будет забыт, — так и случилось. Только в 1867 г. епископ Аляскинский Петр (Екатериновский) предпринял первое официальное исследование его жизни. После этого началось его почитание, которое привело к прославлению. В настоящее время почитание преп. Германа продолжает углубляться и распространяться среди православных в Америке и по всему миру. Можно сказать, что этот святой почитается в Америке с таким же благочестивым усердием, как преп. Серафим Саровский в России. И это не удивительно: в их подвижничестве действительно было много общего.

Святитель Иннокентий, митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки. В 1824 г. молодой священник Иоанн Вениаминов — будущий святитель Иннокентий — согласно назначению Иркутской епархиальной власти прибыл со своей семьей в поселение Уналашка на Аляске.

Первой его заботой было просвещение местного населения, и поэтому он сразу же приступил к постройке школы, в которой могли бы обучаться как дети, так и взрослые. В программу обучения входили не только основы православной веры, но и элементы местной, еще нехристианской культуры этих туземцев. Обучая алеутов строительным ремеслам, которыми он прекрасно владел, о. Иоанн смог с их помощью быстро осуществить постройку храма.

В течение десяти лет будущий святитель просвещал туземцев Алеутских островов. Все это время он стремился к более глубокому познанию их культуры, мировоззрения, их строя мышления, чтобы найти точки соприкосновения их культурного наследия с православной верой.

С пониманием этого наследия и строя их мышления он старался передать им основы Православия на более понятном им языке. Вместе с тем, он стремился как бы воцерковить их культуру, заботясь о том, чтобы это происходило самым естественным и натуральным образом. Этому миссионерскому подходу продолжала и продолжает следовать вся последующая миссионерская деятельность Православия в Северной Америке.

Важным элементом миссионерской деятельности святителя было изучение местных языков. Святитель Иннокентий настолько хорошо освоил алеутский язык, что создал алеутам письменность, которой у них до этого не было. Для этой цели он воспользовался церковнославянским алфавитом. Святитель переводил для них библейские, богослужебные и поучительные тексты. Его известнейшее произведение «Указание пути в Царство Небесное» было первоначально написано на алеутском языке.

После десятилетнего пребывания на Алеутских островах будущий епископ был направлен в Новоархангельск — теперь это называется Ситка, где он миссионерствовал среди тлингитского племени.

В 1838 г. ему представилась возможность съездить в Россию. Оставив в Иркутске свою семью, он со старшей дочерью совершил поистине кругосветное путешествие, направляясь в Санкт-Петербург, дабы доложить священноначалию о нуждах Церкви на Аляске. Тут его достигла весть о том, что его жена скончалась в Иркутске. Его духовный наставник святитель Московский Филарет (Дроздов) уговаривал его принять монашество. И в 1840 г. отец Иоанн Вениаминов был хиротонисан с монашеским именем Иннокентий во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с кафедрой в Новоархангельске.

В своем архипастырском служении епископ Иннокентий продолжал такую же интенсивную и самоотверженную деятельность. Когда в 1867 г. Аляска была продана Российской империей государству США, в Русской Церкви шли разговоры о том, что, возможно, следует закрыть Аляскинскую миссию, но святитель Иннокентий увидел в этом новый импульс для православного миссионерства по всему Северо-Американскому континенту.

Он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространиться по всей Америке. Как следствие такой миссионерской политики, в 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в Сан-Франциско. Вскоре после этих событий святитель Иннокентий — тогда уже архиепископ расширенной епархии, включающей Восточную Сибирь и Аляску, был назначен митрополитом Московским. Он прослужил на этой кафедре одиннадцать лет и продолжал всецело одобрять и поддерживать всякую миссионерскую деятельность.

Личность святителя Иннокентия не менее интересна. Параллельно могучей пастырской и архипастырской деятельности он также умело занимался слесарством, строительством, мастерил часы, мебель, музыкальные инструменты, был астрономом, метеорологом, геологом, ботаником, биологом и антропологом. Все эти знания он употреблял во славу Божию: они расширяли и углубляли его миссионерскую деятельность.

Преподобный Герман Аляскинский.

В 2014 году исполнилось 220 лет Православия на Американской земле.
Православное христианство было принесено на Американский континент через Алеутские острова и Аляску первыми русскими миссионерами в 1794 году. На борту корабля «Три Святителя», принадлежавшего Российско-Американской компании, прибыли в Америку восемь членов первой Русской православной миссии. Прибыла они через десять лет после основания первых русских селений на Аляске с целью проповеди Православия среди туземного населения и для удовлетворения духовных нужд русских охотников и служащих Российско-Американской компании.

Идея Американской духовной миссии принадлежала купцу Г. И. Шелихову, пообещавшему императрице Екатерине построить в колониях церкви и школы и предоставившему свои средства.

В 1793 году Шелихов и его компаньон Голиков обратились с прошением к Петербургскому митрополиту Гавриилу, прося его направить на Аляску духовное лицо для совершения там богослужений. Митрополит Гавриил назначил иеромонаха Валаамского монастыря Иоасафа. Мало того, вместо одного священнослужителя туда решено было отправить целую Духовную миссию, которую должен был возглавить иеромонах Иоасаф, возведенный в сан архимандрита. Путь был долгий — по Сибири до Охотска и далее до острова Кадьяк.

Архимандрит Иоасаф так писал из Охотска о своем путешествии: «Я из Москвы отправился в 1794 году января 22 дня. Святую Пасху отпраздновали в Иркутске. Тут были с месяц. Из Иркутска Леною рекой более 2000 верст плыли покойно, во всяком довольстве. От Якутска до Охотска более 1000 верст ехали верхами с братиею, а все имущество наше везли 100 лошадей. Хотя рекою было и весело, но верхами-то намного лучше: по лесам, горам, буеракам — всего насмотрелись. Время веселое — май, июнь, июль; пасутся одни медведи. Довольно навидались: хотя они и смирные, но лошадей пестовать мастера».

Прибыли миссионеры в Павловскую гавань на Кадьяке 24 сентября 1794 года и оказались в ужасных условиях: помещений не было, пришлось устраиваться в бараках до тех пор, пока не было построено жилье.

Духовная миссия состояла из главы ее, архимандрита Иоасафа (Болотова), иеромонаха Ювеналия (Говорухина), иеромонаха Афанасия (Михайлова), иеродиакона Нектария (Панова) — все четверо из Валаамского монастыря, иеромонаха Макария (Александрова) из Коневского монастыря, послушников Стефана (брата иеромонаха Ювеналия), Иоасафа и Германа.

     Храм Воскресения Христова на острове Кадьяк, сооруженный в 1794 г.

В очень тяжелых условиях приходилось им жить и работать. Своими руками стали строить первую на Американской земле церковь во имя Воскресения Христова. Постройку закончили в 1796 году. На колокольне были повешены колокола, привезенные из России.

Кроме церковных служб и повседневных работ, монахи исполняли и другие обязанности. Вся Духовная миссия во главе с архимандритом Иоасафом энергично принялась за миссионерскую работу, в которой они преуспели. В одном из своих первых писем игумену Валаамского монастыря Назарию архимандрит Иоасаф сообщал, что новокрещеных на острове Кадьяк было уже более шести тысяч человек.

Вскоре Миссия стала распространять свою деятельность на другие острова и на материк. В этой миссионерской работе проявили себя иеромонахи Макарий и Ювеналий.

На следующий год по приезде, в 1795-м, о. Ювеналий отпросился у архимандрита Иоасафа пойти благовестить слово Божие на материковой Аляске. А за ним вскоре и о. Макарий отправился в западную часть Алеутских островов. Оба монаха весьма энергично принялись крестить туземцев. С большим удовлетворением сообщалось в Россию, что за год было крещено до 12 000 человек.

В конце 1797 года в Павловскую гавань пришел корабль «Феникс» из Охотска, который привез новые запасы провизии, что спасло колонию от неминуемой гибели. Этот корабль был первым мореходным судном, построенным А. А. Барановым,  правителем русских поселений в Америке, в гавани Трех Святителей. «Феникс» в 1795 году был отправлен в Охотск с большим грузом пушнины.

Вернувшийся из первого плавания «Феникс», кроме провизии, привез много новостей из России. Прежде всего Баранов узнал о кончине императрицы Екатерины Алексеевны и, что особенно было важно для компании, была получена весть о неожиданной смерти основателя и владельца компании Григория Шелихова. Другой важной новостью был вызов архимандрита Иоасафа в Иркутск, где он должен был быть хиротонисован в сан епископа, чтобы возглавить новосозданную епархию Кадьякскую и Американскую.
Еще до отъезда архимандрита Иоасафа из глубины Аляски пришло печальное сообщение о мученической гибели о. Ювеналия. Он был убит туземцами где-то у берегов озера Илямны 29 сентября 1796 года.

Вскоре миссия лишилась и другого проповедника, о. Макария, уехавшего на западные острова Алеутской гряды, где он в короткое время окрестил тысячи местных жителей. Но о. Макарий вдруг самовольно покинул острова и на корабле конкурентов Шелихова выехал в Охотск, а оттуда перебрался в Якутск.
     В 1796 году архимандрит Иоасаф вместе с молодым иноком Стефаном выехал на «Фениксе» в Охотск, а оттуда, не задерживаясь, отправился в Иркутск. С их отъездом на Кадьяке из первоначального состава миссии осталось только четыре человека.

В марте 1799 года в Иркутске состоялась хиротония архимандрита Иоасафа в сан епископа Кадьякского — первого православного епископа в Америке. Не теряя времени, новопосвященный епископ Иоасаф заторопился в свою епархию. В Охотске он погрузился на корабль «Феникс», идущий обратным рейсом на Кадьяк. С собой он взял двух спутников: иеромонаха Макария и инока Стефана.

«Фениксу» не удалось достичь Кадьяка. Корабль погиб в пути — просто исчез без следа. Вместе с кораблем погибло 88 человек команды и пассажиров, включая епископа Иоасафа и сопутствовавших ему о. Макария и иеродиакона Стефана.

Пополнения в миссию из России не присылали. Болезненный иеродиакон Нектарий выехал в Россию в 1806 году и умер там в 1814 году в сане иеромонаха Киренского монастыря. Инок Иоасаф умер на Кадьяке в 1822 году. А иеромонах Афанасий в 1825 году выбыл в Россию. Таким образом, из восьми иноков первоначальной миссии остался только один монах Герман.

       
Он пользовался в Америке большим уважением. На его плечах осталась вся тяжесть духовного окормления православных в Америке. Его знали и ценили высшие духовные власти в России. Предлагали посвятить его в сан иеромонаха и даже предложили сан архимандрита. Но скромный Герман отказался от всех постов.

       

В 1823 году инок Герман переселился на Еловый остров, недалеко от Кадьяка, и первое время жил там в пещере. Позже он построил для себя скромную келью, в которой и прожил до конца своих дней. Скончался инок Герман в 1837 году.

Подвиги святого старца стали тем благодатным корнем, из которого произросло плодоносное древо Православия в Северной Америке. А сам преподобный стал первым православным святым Аляски и образцом для всех чад Православной Церкви в Америке.

С его кончиной первая Духовная миссия в Америке закончила свое существование.
Много перемен и событий произошло на Аляске с уходом из жизни первых миссионеров. Православие не умерло, а, наоборот, разрослось и распространилось по всей Аляске и Алеутским островам. Главной вехой в этой истории Православия можно отметить прибытие в Новоархангельск первого православного священника из «белого» духовенства о. Алексея Соколова.
Произошло это в 1816 году. С того года население Аляски духовно окормлялось, главным образом, уже не монахами, а священниками.

           Автор: епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин)

10 августа - СМОЛЕНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

 


Назад к списку